19. К. Маркс: соотношение объективной и субъективной диалектики и научная деятельность. Негативные последствия для науки превращения марксизма в официальную идеологию

1. Учение о человеке, как о деятельном существе: человек становится человеком благодаря труду, по орудиям труда и характеру производства можно судить о степени развития. Человек развивается в ходе преобразования природы и общества. 2. Учение о практике – все виды человеческой преобразующей деятельности. Она социальна (существует только в обществе); исторична (развивается от одной эпохи к другой); предметна (всегда направлена на природу или общество). Этим практика отличается от теории. 3. Типология общества - представил как синтез формаций, выдвинув идею социального прогресса (здесь утопизм). 4. Объяснение движущих причин развития человеческой истории – человеческая деятельность и стоящие за ней интересы людей и их потребности. Суть интересов – стремление к лучшему. 5. Учение об освобождении человека от всех форм угнетения. Освободительная сила – пролетарское движение. Разработал материальную диалектику.

Философия Маркса: смесь гегельянства и английских экономических концепций. Согласен, что мир развивается согласно диалектической формуле, но Движущей силой считает не дух (по Гегелю сущность, ведущая человеческую историю по стадиям "Логики" Гегеля, но почему Дух проходит через все эти стадии, не ясно), а Материя, отношение человека к материи, важная часть - способ производства. Т. о., материализм Маркса на практике становится экономическим учением. Но материя не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной субъективно, как "человеческая чувственная деятельность, практика". Тем самым познание - сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта (ранее субъект активен, объект всегда пассивен). "Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вопрос не теории, а практики". Маркс: философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. Энгельс сформулировал: существует объективная диалектика и субъективная. Зависимость: диалектика вещей определяет диалектику идей. По Гегелю диалектика понятий определяет диалектику вещей.

Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности (материальный мир). Включает диалектику природных и общественных процессов. Предмет Субъективной диалектики - Особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие проявляется:1) субъективная диалектика детерминирована объективной; 2)первая отражает вторую; 3) субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике; 4)их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история – природа.

Диалектический метод Маркса специализированное, рационально-материалистич. представление опорного метода гегелевской философии, не учитывающее богатство сверхчувственности, является узким, неприменимым ко многим процессам (метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов). Не имеет внутреннего источника развития, необходимо постоянное обновление и приведение в соответствие с текущими научными открытиями и исторической ситуацией. Опорные положения метода: 1) Всеобщая связь явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления. 2) Движение, изменение, развитие и обновление природы и общества (слабомощны в субъективном и социальном планах, тем более в исторической ретроспективе, если не учитывать сверхчувственные аспекты и собственные желания людей, от которых как раз и отказался материализм). 3) Переход количественных изменений в качественные (не учитывает субъективных тенденций, которые наиболее важны в общественном устройстве и могут значительно влиять на поступательное движение конкретных процессов в связи с исполнением других диалектических тенденций). 4) Борьба противоположностей, в т. ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития (по Гегелю, не борьба противоположностей, а противоречие есть корень всякого движения и жизненности).

Диалектика Маркса венчается раскрытой им диалектикой буржуазного общества: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. Основной тезис марксизма - Не со­знание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание. Эта идея позволила выстроить концепцию истории, в которой классовая борьба, начинаясь в области эконо­мических отношений, охватывает все сферы общества и двигает его вперед по ступеням — Общественно-экономи­ческим формациям: 1.первобытно-общинной. 2.рабовладель­ческой, 3.феодальной, 4.капиталистической и коммунистической.

Основы материалистической теории познания. Обосновал, познание - диалектический процесс отражения предметов и явлений, их связей и закономерностей на основе общественно-исторической практики человечества. Критерий проверки – практика. Историческое и логическое – едины. Но 1) в более широком и диалектическом смысле основа указанных положений была впервые высказана и обоснована Гегелем. 2) материалистическое представление не является всеобъемлющим представлением. 3) практика пролетариата не является практикой человечества.

Основы диалектического материализма. Основоположения материалистической теории познания: 1.материальности мира, 2. первичности материи и вторичности сознания, познаваемости мира.

Аспекты диалектического материализма: 1) методологические аспекты (был изменен предмет философии - отвергнуты претензии на ее понимание как науки наук, было утверждено субъективное рационально-материалистическое использование диалектики, диалектический материализм стал инструментом познания) 2)общественные аспекты (был определен и распространен материалистический подход на область общественных явлений, на жизнь отдельных людей и всего общества)

3)классовые аспекты (диалектический материализм характеризуется связью с определенным классом – с пролетариатом, что дает ему практическую силу, но является слабым местом, т. к. с исчезновением класса диалектический материализм теряет свою социальную основу)

4) аспект теоретического развития (диалектический материализм был сформирован как творческая и развивающая теория, вытекающая связь с историей, научными открытиями и обществом, что выгодно его отличало от остальных, по сути консервативных или слишком уж общих, непрактичных теорий и течений).

Марксистская идеология. Диалектический материализм Маркса оказался принципиально важным для понимания материального развития мира, открытия политико-экономических законов развития общества, обоснования негативности капитализма и возможности перехода к социализму на основе диктатуры пролетариата. Но в силу своей ограниченности он оказался нежизненным, догматизированным и превратился в ряде стран марксизм объявлялся идеологией, которая была лишь прикрытием замыслов верхушки.

Развитию идеологии способствовала распространение идеи скорого построения завершенного общества социальной справедливости и всеобщего материального благосостояния - коммунизма. Ради этого люди были готовы переносить тяготы и трудности жизни (муки коллективизации сельского хозяйства, индустриализации страны). Т. о. идея коммунизма напоминала религиозную идею, т. е. псевдомарксистская идеология выполняла иллюзорно-компенсирующую функцию, как когда-то религия. Как только марксизм превратился в средство маскировки эксплуататорских отношений, он из стройной научной системы познания действительности стал набором догматизированных лозунгов и заклинаний, ложной идеологией. С этого времени марксистскими называли уже две принципиально различных идеологии: Научную и квазимарксистскую.

Псевдомарксизм стал государственной идеологией и все обязаны были придерживаться ее под страхом наказания. А подлинно марксистская философия начали преследоваться. Псевдомарксистская идеология стала инструментом воздействия на эксплуатируемые массы, позволила на костях народа повести СССР по пути прогресса, цена которого огромна: массовые репрессии против неповинных людей, сопровождались снижением жизненного уровня трудящихся. Все это превратило рабочих в полурабов государства.

Движение и развитие природы и общества – без субъективизма – узок. Негативные последствия отсутствия учета слабых мест - деградация диалектического материализма в СССР, уменьшавшаяся эффективность советской экономики по причине как развития капитализма, отсутствия новых форм противодействия его влиянию, так и догматизации представлений о развитии социализма и плановости экономики в СССР.

Переход количественных изменений в качественные преобразования - Не учитывают субъективных тенденций. Еще Ленин предупреждал о мелкобуржуазных проявлениях даже при построении социализма, его слова были проигнорированы. Результат - личное обогащение и коррупция во власти, которая привела к буржуазным воззрениям властных субъектов, что повлияло на выбор капиталистического пути развития в начале 90-х гг. Обветшалый социализм, не имеющий философского учения и общественных наук, пал.

Борьба противоположностей - Обсуждение противоречий при построении социализма привело к пониманию неантагонистических противоречий (объективны, существенны). Требуют не преодоления, а регулирования, проводящееся на соответствующей новым условиям методологической базе, учитывающей субъективные факторы. В СССР к таким моментам диалектический метод Маркса не был адаптирован: после объявления бесклассового общества в СССР классовое основание метода Маркса оказалось исключенным, а сам метод – обесточенным, что привело к его омертвлению – догматизации и отсутствие развития и у власти, и у наук.