28. Философские основания науки: роль философских идей и принципов в обосновании научного знания, их эвристическая функция в научном поиске. Логика и методология науки

Включение научного знания в культуру предполагает его Философское обоснование, осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы (пример: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы). В фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому Научные картины мира (схема объекта), а также Идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. «Стыковку» обеспечивают философские основания науки.

В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают Эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологии и новых представлений о методе. Совпадение философской эвристики и обоснования не обязательно. Иногда в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Т. о., Философские основания науки гетерогенны. Они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности. Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области. Философия выполняет следующие Функции По отношению к науке:

1) Интегративная – философия систематизирует все мысли, выработанные разными формами культуры, в том числе и наукой, строя тем самым человеческий способ постижения мира, в котором наука занимает свою нишу и не более того. Именно в этом философия «это теоретическая душа культуры» (Аристотель).

2) Культурологическая – философия выявляет универсалии (время, кач-во, сущность, причина, форма…) поясняет их смысл и систематизирует и адаптирует для разных наук.

3) онтологическая - обобщает научные сведения о мире и строит единую картину мира. Для отдельных дисциплин эта общая научная картина мира - часть философских оснований науки и способствует ориентации в предмете своего исследования и включению полученных частей знания в общие научные представления.

4) Гносеологическая (теория познания). Философия разрабатывает сущность познавательной деятельности человека, поясняя ее аспекты: сущность истины, понятие объекта и субъекта познания, виды познания, познавательные способности чел-ка и т. п. Их прояснение фундаментально важно для научного познания.

5) Критическая – философия проводит анализ с целью извлечения из него догматов суеверия, иллюзий и. т.п., которые негативно влияют на жизнь чел-ка. В отношении науки пример применения философией в этой функции дал Ф. Бекон в своем учении об идолах познания (4 рода: «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; «идолы пещеры» – искаженные представления о мире отдельных людей; «идолы площади» - связанные с общением и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем.)

6) Методологическая – философия разрабатывает теорию универсальных методов познания – диалектики (изучение вещи в динамике и во взаимосвязи) и метафизики (т. е. вещь в статике и изолированная). Для современной науки диалектика - важнейший способ формирования неклассической и постклассической рациональности (корпускулярно-волновой дуализм, глобальный эволюционизм). При научном анализе особую роль играют принципы диалектики: 1. восхождения от абстрактного к конкретному. 2. историзма. 3. развития в динамике 4. единства логического и исторического 5. единства логики, диалектики и теории познания.

7) Метанаучная – ф. строит общую теорию науч. д-ти, определяет место науки в культуре. (Эпистемология)

8) селиктивная - иногда выбор осуществляется между конкурирующими научными теориями на основе философских убеждений (закономерен мир или вероятностен, достижимо абсолютное знание или нет).

9) Функции вспомогательного критерия истины – иногда уместность научных теорий надо проверить не только экспериментально, но и путем сопоставления с философскими принципами. Если теория противоречива, в ней смешано субъективное и объективное, она не когерентна другим истинным теориям и она с огромной долей вероятности будет считаться неприемлемой без обращения к эксперименту.

10) Аксеологическая (теория ценностей: добро, зло, совесть) философия исследует ценности и идеалы человеческой жизни, которые оказывают воздействие на деятельность ученого, заставляют его учитывать интересы общества и отвечать за результаты свой деятельности.

11) Прогностическая – философское знание обладает мощным прогностическим потенциалом, определяя тем самым пути развития научной мысли (теория атомов, утопические проекты идеальных обществ, предвидение корпускулярно-волнового дуализма и т. п. Делится на два вида: 1вид) умозрительно-прогностическая (открытие в рамках философии понятий число, атом, система и т. д.) 2 вид) контрольно-прогностическая (исследование тенденций развития науки).

Методология - наука, изучающая и обобщающая методы построения на­учного знания и способы его получения. Методология науки - часть теории познания - гносеологии, которая исследует по­знавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания. Имея тесную связь с различными науками, методология не растворяется в них. В этом отношении ее можно определить как метанауку, имеющую отношение к различным сторонам познавательной и преобразовательной деятельности.

В методологии науки для понимания взаимосвязи его мето­дов и способов исследования, организации полученного знания выделяют эмпирический и теоретиче­ский уровни. К Эмпирическому уровню относятся приемы и методы научного позна­ния, непосредственно связанные с научной практикой, с теми видами предмет­но - орудийной деятельности, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения тео­ретического знания (наблюдение, экспери­мент, факты, их группировка, систематизация и способы их анализа и обобщения). К Теоретическому уровню относятся все те виды и методы познаватель­ной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объек­тивных законах, об общих и необходимых связях реального мира (теория, абстракции, понятия, идеализа­ции, мысленные модели; научные законы и их формулировки; научные идеи и гипотезы; различные методы оперирования с научными абстракциями и по­строения теорий: дедукция, индукция, аналогия, экстраполяция, мысленный эксперимент). Хотя Отличие между эмпирическим и теоретическим методами обу­словлено объективными качественными различиями в содержании и способах научной деятельности, а также в характере самого знания, но это различие относительно: ни один вид эмпирической деятельности или эмпириче­ского знания невозможен без теоретического его осмысления, без соответст­вующих понятий, гипотез и теорий, как и наоборот. Любая теория, в конечном счете, опирается на практику, опытные данные и ориентирована на объек­тивную действительность, опосредованную эмпирией.

Способом выражения эмпирического и теоретического знания является Язык науки. Методология научного познания исследует язык лишь в той мере, в какой он является средством выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения научных знаний, научной информации. С методологической точки зрения язык рассматривается как знаковая система, а его элементы - как знаки особого рода, под которыми понимаются материальные чувственно воспринимаемые предметы, выступающие в процес­се познания и общения как представители других предметов и исполь­зуемые для получения, хранения, преобразования и передачи информации об объектах. Язык, используемый в научном познании, определяется как искусствен­ный, который базируется на естественном, житейском языке. Искусственный отличается от житейского специальных тер­минами, специальными правилами образования сложных языковых выражений. Потребность в точном и адекватном языке удовлетворялась в ходе разви­тия некоторых наук путем создания определенной терминологии, научной но­менклатуры (химия и др.). В ряде наук, в первую очередь в математике и логи­ке, создание точных и адекватных языков привело к возникновению специаль­ных формализованных языков. В таких языках не только заданы исходные сим­волы (алфавит языка), но четко и явно сформулированы правила построения осмысленных выражений, правила преобразования одних выражений (формул) в другие.

Логика науки – совокупность правил логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теориях, а также множество соответствующих правил вывода и определений. Важнейшими логическими методами построения научных теорий является дедукция.