Всякая научная деятельность сочетает в себе черты новации и традиции. Впервые на теоретическом уровне проблемы их соотношения были осмыслены Куном. Он показал значение традиций для развития науки и способах формирования новаций на основе этих традиций. Традиции В науке выступают в форме парадигм, стиля мышления, образцов проведения научных изысканий и оформления их результатов. Традиционная основа науки исследования имеет целью подвести ученого к открытию чего-то нового, т. е. к новации. Новация (в самом широком смысле) - это все то, что возникло впервые, чего не было раньше.
Виды новации: 1)Преднамеренные (выступают в форме непознанного и формулируются в явном виде как вопрос или проблема) и Случайные (не осознаются и не формулируются, выступая как соприкосновение с неведомым и достигаются как побочный результат работы в рамках традиций).
2)Базисные (изменяют «жесткое ядро» теории, создавая новые услуги) и Модифицирующие (Трансформируют ее защитный пояс).
3)Открытие новых методов (наблюдение в подзорную трубу или микроскоп, спектральный анализ, гипотетико-дедукт метод) и Новых миров (Микромир, Америка, клетки, атомов, гипер-урания).
4)По форме выражения: *Обнаружение - столкновение с непознанным, но существующем до этого моменты (открытие Америки). *Открытие - соприкосновение с неведомым, которое начинает существовать только после этого открытия (Мир идей Платона, фонемы, шар). *Изобретения - оригинальное и практически полезное решение технических задач.
5 способов создания новаций в науке:
1) Концепция «пришельцев» в простейшем случае выглядит так: в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие. Это изменение ученым сферы научное деятельности, в которую он приносит образцы, установки, методы своей прежней специализации. Недостаток: «пришелец» здесь – это просто свобода от каких-либо традиций, он определён чисто отрицательно, тем, что не связан никакой догмой. Второй случай – учёный из одной области знаний, владевший экспериментальным методом, входит в новую для него область знания с новыми методами и приёмами работы и видит в ней то, чего не видели в ней ранее её изучавшие наблюдатели.
2) Явление монтажа - это новая комбинация из уже известных теорий, методов, установок (пегас).
3) Получение побочного результата. Ученый желает получить одно, но вдруг получает другое. Исследователь занят совсем другими вещами, но среди условий его работы оказывается налицо, между прочим, такие условия, которые вызывают новые явления. Случайности этого рода встречаются гораздо чаще, чем об этом может поведать нам история, ибо в большинстве случаев такие явления или вовсе не замечаются, или если и замечаются, то не подвергаются научному исследованию. Агносимия – хотели получить философский камень, а получая его открыли яды, красители.
4) Метод метафор. Это перенос образцов решения проблем из одной отрасли знания в другую. Не метод строился здесь под задачу, а наоборот, наличие метода требовало поиска соответствующих задач. Побочные результаты, полученные в рамках одной традиции, подхватываются другой, которая точно стоит на страже.
5)Метафизические переносы (сначала экология - только природа, теперь - любая окр. среда: города, семьи и др.) – экстраполяция терминологического аппарата, методов, установок с одной сферы знания на др.).
Этапы развития научной новации. 1-Этап выдвижения новации. Это наиболее таинств фаза научного процесса, которая чаще всего объясняется 3 способами: *гносеологический стимул (для развития чего-либо важно решить проблему). *психологический стимул (слова), *социальный стимул (деньги).
2-Пролифирация – разрастание организма: работа по оптимизации новации в рамках эпистомологической ниши, без предъявления ее научной общности.
3-Легимация – предъявление новации научному сообществу (как результат традиций).
4-Концептуализации – новации уже не полагается как результат традиции, которая является ее закономерным следствием, а начинает противопоставляться ей оформляясь в виде конструирующего с традицией системы знания.
5-Корреспонденции – новации и традиции определяют границы друг друга и делят проблемное поле науки.
6-Кононизации – новации воспринимаются как традиции признаются в качестве таковой всем научным сообществом.