4. Трансцендентально-аналитический (И. Кант) и синтетически обобщающий (О. Конт) подходы к осмыслению науки

Кант -  от вопроса как наука возможна к ответу как она реально есть. Конт - от «как есть» к «как возможна».

1. Трансцендентально-аналитический (Кант) Согласно Канту «всякое познание занимается не предметами, а видами самого процесса познания предметов, поскольку познание возможно априори», т. е. до всякого опыта. Мы познаём не “вещи в себе”, а наше восприятие этих вещей. а) Наука рассматривается как элемент сознания уже в нем имеющаяся. б) На 1-м месте при этом подходе философия, а на 2-м исследование эмпирического существования науки. Название этого подхода «Кантовская парадигма». Мысль движется от «Откуда возникает наука?» к ее реальному существованию… Философия науки - элемент общефилософской теории.

2. Синтетически-обобщающий (Конт) Рассматривает науку как некую реальность, т. е. то, что существует само по себе, независимо от нашего сознания. На основе обобщения конкретных форм существования науки выявляются общие закономерности и тенденции развития. Мысль движется от вопроса как она существует к вопросу как она возможна, т. е. здесь философия науки обобщает то, что разработано другими науками.

Кант. Докритический период (1 - до начала 70-х годов) и критический (2). 1. Вопросы естествознания, решение их с материалистической позиции (гипотеза о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности, предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов). 2. Позиции философского дуализма. На основе критического анализа познания человека возникают проблемы: Что я могу знать и делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Характерные черты: агностицизм и априоризм. В 80-е гг. написал работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Су­ществует независимо от нас мир «вещей в себе», они не познаваемы. Познание на­чинается с их воздействия на органы чувств, вызывая в них явления, которые по­знаваемы. В теории познания особое значение придает синтетическим су­ждениям, против аналитических, несут новые знания. Синтетические суждения - апостериорные (опыт) и априорные (доопытные). Последние имеют первостепен­ное значение и основной вопрос об источниках, видах и границах знания формулируется им как вопрос о возможности априорных синтети­ческих суждений в математике, естествознании и метафизике (философии). Решение этих вопросов основывается на чувственности (способность к ощущениям), рассудке (способность к суждениям и понятиям) и разуме (способность к умозаключениям, доходящим до идей). 1 этап чувственного познания - способность человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм пространства и времени, результат - мир явлений. На 2 этапе рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. На 3 разум, способный руководить рассудком, ставя цели, порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта, для постижения «вещей в себе». Но, пытаясь выйти за границы опыта, вещи «бегут от» разума. Кант в одной философской системе объединил материализм и идеализм (ведущий). Цель учения обосновать религию: человек не может проникнуть в мир «вещей в себе», где находятся Бог, душа, свободная воля. Поэтому наука не может судить о Боге, о смертности души, ибо всё это ей не доступно. В мир «вещей в себе» может заглянуть религия. Заслуга Канта - он первый в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания.

Конт [позитивизм], как и Кант - познать можно явления. Отрицал понятие причинности, заменяя его представлением о постоянной последовательности явлений. В науках, по Конту, принципиально невозможно объяснение. Задача наук не объяснять, не исследовать причину явлений, а лишь вывести из основных явлений вторичные явления. Любая научная истина относительна, неполна. Научное знание содержит в себе нечто взятое от объекта и субъекта. Познание проходит 3 стадии: 1. Теологическая - в мышлении господствует воображение. 2. Метафизическая – природа исследуется как некоторая аб­страктная сущность и усиливается роль рассудка. 3. Позитивная (научная) - отказ от теоло­гии и метафизики, ориентация на положительное (конкретное) знание, обеспечивающееся мат., астр., физ., хим., биол., соц. Цель позитивной науки - выявление порядка и законов природы и общества. Все «метафизические» проблемы (сущность бытия) неразрешимыми. Законы - итог наблюдения отношений между явлениями, а познание этих от­ношений - «позитивный» вид знания. Прогресс от религии к позитивизму. Понимание «невозможности достижения абсолютных знаний» - итог развития человека. Классификация наук: а) науки, относящиеся к внешнему миру и к человеку; б) философию природы делится на неорганическую и органическую; в) естественная философия охватывает астрономию, химию и биологию. 6 основных наук – мат., астрон., физ., хим., биол., соц. Группировка наук: а) начальной, математико-астрономической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической. Основоположник социологии. Доказывал существование связи между всеми видами знаний.