49. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия

Человеческое общество нуж­дается в способах передачи опыта и знания от поколения к по­колению. Синхронный способ (коммуникация) указывает на опе­ративное адресное общение, возможность согласования деятель­ности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия. Диахронный способ (трансляция) — на растянутую во времени передачу наличной информации, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. Различие между ком­муникацией и трансляцией: основной режим коммуникации — отрицательная обратная связь, т. е. коррекция программ, известных двум сторонам общения; основной режим трансляции — положительная обратная связь, т. е. передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных дру­гой. Знание в традиционном смысле связано с трансляцией. Оба типа используют язык как основную, сопутству­ющую социальности, знаковую реальность.

По логическим критериям Выделяют виды научной коммуникации: Формальные и неформальные.

С точки зрения агентов информации: а) узкие профессионалы – статьи в дисциплинарно-ориентированных журналах; б)статьи для внедренческого применения; в) учебные статьи – для педагогической общественности.

Становления коммуникации: а)концептуальная – сбор материалов; б)публикация; в)популяризация.

Выделяют три этапа развития научной коммуникации:

1)Устная коммуникация (до письменного периода). Характерна для протонаучной формы познания и представлена в виде передачи опыта по изготовлению и применению орудий труда. Это знание носило рецептурный характер и передавалось по принципу «делай как я». Также возникает устная традиция передачи знаний и в письменную эпоху, например, в деятельности Сократа. Он не признает письменную передачу знаний, поскольку она ослабляет память человека и является стандартной, не варьируясь как устная речь с целью подстроиться под собеседника. Вербальный язык — это язык слова. Письменность - вторичное явление, заме­щающее устную речь. Древней египетской цивилизации были известны способы вневербальной передачи.

2)Письменная коммуникация. Письменность - способ трансляции знаний, форма фиксации выражаемого в языке содержания, по­зволившая связать прошлое, настоящее и будущее развитие че­ловечества. Это важная характеристика состояния и развития общества. Считается, что «дикарское» общество (социальный тип - охот­ник) изобрело пиктограмму; «варварское общество» (пастух) использовало идеофонограмму; общество «землепашцев» создало алфавит. В ранних типах обществ функция письма зак­реплялась за особыми социальными категориями (жрецы и писцы). Появление письма - переход от варварства к цивилизации. Первоначально научные труды являлись монускриптами и фолиантами. После возникновения книгопечатания зарождается научная периодика. Первые журналы появились в 17, как печатная продукция академий и вместе с ними появляется жанр научной статьи, происходит оформление научного стиля. Образом служили научные работы Ньютона, где предлагалось систематическое изложение материала, использовалась терминология и язык математики. Начиная с 16 века, появляется техническая литература: «О горном и металлургическом искусстве» (1564). А в 18 веке появляется первый технический учебник во Франции (описание устройств). Начиная с 17 века появляется научная переписка. Первоначально она осуществлялась на латыни, затем была переведена на национальные языки. Начиная с 19 века оформился следующий порядок научной коммуникации: Статья. Реферативные обзоры статей. Монографии. Учебник.

3)Телекоммуникации с использованием информационной техники. Появляются в 70-80-е годы 20 века и связаны с широким распространением ЭВМ, преобразовывают знания в информационный ресурс. Они обеспечивают хранение, обработку и трансляцию ин­формации. Преимущества ИТ: огромный объем информации и большую скорость ее трансля­ции и обработки. Повышается уровень развития и образованности людей. Возникла система дистантного обучения, виртуальные спо­собы взаимодействия. Но обилие информации и раз­личных ее оценочных трактовок усложняет формирование НКМ. Компьютерным технологиям свойственна анонимность и безразличность, разрушают общезначимые мо­ральные ценности. Моделирование процессов и явлений проис­ходит без эмпирической базы. Строй реального миро­восприятия и мироощущения индивида страдает негативами затрудненной самоидентификации. Если трансляция ранее проходила под контролем и должна была отвечать соответствующим кри­териям, формировать установки и алгоритмы поведения, то использование Интернета размывает строгие стратегии обучения, многообразие информации различного рода глубины и содержательности затрудняет отбор и трансляцию значимого знания. Технокультура предлагает социокод, основанный на постоянной трансформации личности, свободе от биологи­ческих ограничений, позиции «по ту сторону добра/зла». Создание искусственного интеллекта.