Наука - социокультурная творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Основные стороны бытия науки: 1) Наука как познавательная деятельность; 2) результат процесса познания; 3)как социальный институт; 4) как особая сфера культуры. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – Проблема демаркации (критерии научного/ненаучного):
1) основная задача нп – обнаружение объективных законов д-ти – природных, социальных, законов познания
2) на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвиденье будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
3) непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
4) существенным признаком является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, объединяющие отдельные знания в целостную систему.
5) для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.
6) присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
7) научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.
8) научное знание должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.
9) в процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
10) специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности – отдельный исследователь, научное сообщество, коллективный субъект.
Наука и обыденное познание. Важнейшие особенности этого типа познания: 1-форма существования - здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки (бабушка). 3-объект познания - то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-нисистематизированость знания. 6-синкретизм-объединение рационального и иррационального. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование.
Наука и искусство: Чарльза Сноу 1959 г. констатировал разрыв между деят-ю ученых и людей искусства: они не интересуются тематикой др. др., считая свои сферы культуры самодостаточными, что разрушает единство биосоциальной природы человека. Отличия науки от искусства
Наука |
Искусство |
1.Копирует реальность |
Конструирует реальность |
2. Объективность знания |
Логичностный хар-р знаний. |
3. Ориентация на закономерное |
Ориентация на уникальное (импрессионизм) |
4. Универсальный хар-р научного знания |
Национально-обусловленный способ видения мира |
5.Оперирует понятиями и категориями |
Оперирует образами (Иесус…) |
6. Эмоциональная нейтральность |
Эмоциональность, вершина - чувство катарсиса (театр) |
7. Развивается линейно: последующие поколения ученых знают лучше мир, чем предыдущие |
Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла |
8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание» |
Хар-ся потаенностью недосказанностью, подтекстом и невыразимо. |
Взаимодействие науки и искусства. Влияние искусства на науку (Ницше «Искусство отвлекает человека от ужаса перед реальностью»): 1-искусство способствует познанию мира, но только в образной форме. 2-способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия (Парадигма опред-ет способ видения предмета). 3-способствует развитию научной терминологии, где чувственный образ: атом, прямая, параллельные. 4-Развивает творческое воображение в след-х аспектах: а-способствует конструированию идеальных объектов (идеальный газ, точка). б-координирует функциональную асимметрию мозга. в - роль формирователя эстетического критерия истины.
2)Влияние науки на искусство: 1-Н. поставляет материал для И: футуризм, кубизм, супрематизм, лучизм и т. п. 2-Н. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.
Наука и философия. Основные вопросы: 1)является ли философия наукой; 2)каково соотн-е фил-и и науки. Вопрос о научном статусе фил-ии не решен. Аргументы ЗА научность: 1-Ф. Рациональна и систематична. 2-Ф располагает своими принципами, законами и категориями. 3-Ф бытийствует в сообществе в качестве научного социального института. Таким образом, сторонники этого подхода опред-ют Ф, как учения о наиболее общих законах природы, мышления и общества. Аргументы ПРОТИВ научности Ф:
Наука |
Философия |
1. Изучает фрагмент действительности |
Изучает бытие как целое |
2. Признает в качестве идеала объективное знание |
Исследует отношение человека к миру |
3. Развивается кумулятивно, есть очевидный прогресс в развитии этого знания. |
Развивается циклично: на одни и те же вопросы разные поколения ищут свои ответы |
4. Дает верифицируемое и фальсифицированное знание |
В своих основаниях (Бог, материя) Ф не подлежит этим процедурам |
5. Оперирует терминами (однозначные слова обобщены) |
Оперирует категориями, являющимися предельными понятиями |
6. Опирается на факты, основа - опыт |
Оперирует умозримыми сущностями, природа - не опытна |
7. Универсализм знания |
Философия носит личностный и национальный характер |
8. Уделяет мало внимания предельным основаниям своей формы познания - что такое истина, теория не интересно Н |
Именно эти моменты представляют главный интерес для философского осмысления |
9. Развивается изолировано от других сфер культуры |
Открыта для взаимодействия со всеми этими сферами |
Философия не м. б. сведена к науке, т. к. теоретичность только одно из ее свойств. Ф по Гегелю – это теоретич-ая душа культуры, ее квинтэссенция (главная сущность). В истории культуры 4 вида отношений Ф и Н:
1. Метафизический подход: Ф это «царица наук» или «Наука наук». Основные тезисы: 1) Ф дает всеобщее знание, а всякая наука лишь частичное. 2) все прочие науки выделились из состава Ф. 3) Ф открывает всеобщий закон, а частные науки применяют их к своим локальным сферам. 4) Ф разрабатывает универсальные методы познания (диалектику и метафизику). 5) истины Ф производны от первопринципов мышления (Напр. От врожденных идей), а истины науки детерминированы опытом. Разрушение идеи превосходства Ф над частными науками начинается с позднего возрождения, а девизом стали слова Ньютона: «Физика, берегись метафизики». Итогом было оформление идеи, что Ф и Н 2 разных сферы культуры.
2. Позитивистский подход: Наука – сама себе Ф. Согласно закону «3-х стадий» О. Канта, метафизическая стадия закончилась в 1800г. и началась позитивная стадия – абсолютное доминирование научного знания, которое обладает монополией на истину и не нуждается ни в Ф, которая должна стать частной наукой: создавая общенаучную картину мира, изучая психологию научного творчества, исследуя историю науки.
3. Антиинтеракционистский подход: философам-Ф, а ученым-Н. Представители: экзистенциалисты, философы жизни и «философы культуры», которые признавали важность и Ф и Н, но считали их абсолютно разнонаправленными, а их смешение не пойдет на пользу ни этим формам культуры ни человечеству.
4. Диалектический подход: Ф и Н - это друзья-враги. Отношение Ф и Ни диалектичны; они сущностно разные, но при этом едины, т. к. только вместе образуют человеческое познание; его развитие в глубь обеспечивает наука, а в ширь – философия. Диалектика науки и философии – это диалектика части и целого.
Функции науки: 1) Описательная – фиксация свойств объектов, явлений и процессов. 2) Систематизация – разделение изучаемых объектов по группам, классам, системам и т. д. 3) оБъяснительная – опред-е сущности изучаемого объекта. 4) Производственно-практическая – применение полученных знаний для создания благ. Н возникает для удовл. практич потребностей людей (геометрия, астрономия, математика), уже к 17-18 вв. она значительная производная сила, а со 2-й половины 20в - важнейшей и решающей производ силой. 5) Функция прогностическая – способность предвидения, исходя из анализа прошлого и тенденции настоящего. 6)Мировоззренческая – создание и обоснование научной картины мира, а также ее трансляция max числу людей. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир как целое и место человека в нем, а также вытекающая отсюда система ценностей, правил поведения и т. п (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Основу для большинства соврем-х людей составляют научные теории. Наука превращается в доминирующую форму культуры, начиная с нового времени, а особенно ярко это проявляется в эпоху просвещения 18 в, когда общество в значительной мере становится секуляризовано. Наука стала выполнять мировоз-ю фну-ю тогда, когда создала способную конкурировать с др формами мировоз-я картину мира. 7)Культарная функция – заключается в создании на основе приобщения к научным знаниям и «общественного человека», выступающего как субъект деят-ти и освоения мира, т. е. научное знание – это важнейшая составляющая социализма, а также наиболее популярный лифт. 8)Гумманистическая фун-я – Н существует для того чтобы повысить адаптивные способности человечества обеспечить его выживание.