9. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, в структуре получения научного знания

В Ф наук используют модель развития В. С. Степина: Миф (антропол) ® Логос (рацион мифол)® Пред наука (обобщение опыта) ® Наука (конструир идеальных объектов) ® | классич; неклассич; постклассич|

1) Миф – начальная форма мировоз-я. Черты: коллективный хар-р мировоззрения, неразличение естественного и сверхъестественного миров, неразличение вещи и ее образа, отсутствие субстанций в мифе (все превращается во все), основной способ объяснения сущности вещи – гинетический (ее происхождение), отсутствие причино-следственных связей, замещалась координацией причина-знечение, антропоморфизм. т. е. очеловечивание мира. Этапы развития: 1.тотемизм - родство с объектами природы. 2.анамизм - тотальная одухотворенность мира. 3.фетишизм-вера в посредников м/у естественным и сверхъестественным мирами.

2) Стадия логоса (Разум, закон, слово). Зарождение рационального связано с процессами: 1. систематизация и рационализация мифов. 2. различие объективного и субъективного знания. 3. замещение причино-значимых отношений, причино-следственными. 4. поиск субстанционального и константного.

3) Преднаука Др. Востока. Несмотря на накопленные знания в математике, астрономии, механике, геометрии в Др. Индии, Китае, Египте их нельзя считать научными т. к.: 1. основным способом получения знания были индуктивные обобщения, практически значимого опыта, что оставляло знания исключительно в эмпирической сфере, лишая его теоретичности. 2. знание циркулировало лишь в узких кругах посвященных и носило тайный хар-р. 3. знание носило рецептурный хар-р к нему отсутствовало критическое отношение, оно не являлось обоснованным. 4. динамика знания - замещения менее оптимальных рецептов, более оптимальными. Вывод: преднаучное знание представляло собой наборы алгоритмов действий без его логического обоснования.

4) Стадия собственно науки. Началом считается деят-ть философов Др. Греции. Элиты (созерцательная деят-ть, т. е. теория: физика, математика)® простолюдины ® рабы (практическая деятельность: механика, логистика). Теоретическая деят-ть рождается в след-ии соц причин: неприятие опытной формы познания, аристократии рождает специализацию лишь на созерцательной чисто интеллектуальной д-ти, которая развивает обобщение до идеализации по след схеме: вещь ®наблюдение ®обобщение ® абстрагирование [отвлечение от несущественных св-в объекта - Восток]®идеализация [Др. Греция]. Идеализация – это создание на основе абстрагирования мысленных объектов, которые не могут сущ-ть в действительности, но имеют в ней отдаленные аналоги, т. е. в результате идеализации происходит конструирование идеальных объектов, осуществляемое 3-мя способами: 1.минимизация св-в эмпирических объектов: точка (объект не имеющий пространственных параметров), атом, фонема (идеальный эталон звука). 2.максимизация эмпирических объектов: абсолютно черное тело, идеальный газ, математич маятник, вечный двигатель. 3.конструирование в не всякой связи с эмпирическими объектами: иррациональные числа, комплексные числа, не Евклидова геометрия, черные дыры. Вывод: основу преднауки составляет движение от опыта к вне опытному знанию, а конструирование идеальных объектов и движения от них к опыту (выдвижение гипотез и их эмпирическая проверка). (пример: деревья зимой сбрасывают листву – сделаем вне опытное знание).

Стадии развития науки, критерий - соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.) стремилась при описании и теоретическом объяснении объекта устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Парадигма - механика, картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

2. Неклассическая наука (1ая пол. XX в.) связана с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классики, отбрасывает представление реальности как не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается как условие объективноистинного описания и объяснения мира. Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

3. Существенный признак постнеклассической науки (2ая пол. XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации.