Дополнительный вопрос 13. Становление информатики как междисциплинарного направления в науке во II половине XX века (Н. Винер, Р. Эшби, А. Тьюринг, Дж. Бигелоу, Нейман, У. Питтс и др.)

ИНФОРМАТИКА - 1) находящаяся в становлении наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. 2) Родовое понятие, охватывающее все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ.

Как фундаментальная наука информатика связана с философией - через учение об информации как общенаучной категории и теорию познания; с математикой - через понятие математической модели, математическую логику и теорию алгоритмов; с лингвистикой - через учение о формальном языке и о знаковых системах. Информатика тесно связана с такими более специальными науками, как теория информации, кибернетика и системотехника.

Важнейшими методологическими принципами информатики являются изучение природного явления или поведения объекта как процесса обработки информации в искусственных, биологических и социальных системах.

Все науки можно разделить на естественные, которые имеют дело с объективными сущностями мира и существуют независимо от нашего сознания, и фундаментальные, подводящие единую теорию, используемую во многих других науках, такие как математика, философия.

Информатика несет в себе черты не только этих наук, но и технических и гуманитарных (общественных). Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью знаний.

Законы естест - Законы техниче-

венных наук ских наук

ИНФОРМАТИКА

Законы общест - Законы матема-

венных наук тических наук

Основными видами человеческой интеллектуальной деятельности, изучаемыми в информатике, являются: математическое моделирование (фиксация результатов познавательного процесса в виде математической модели); алгоритмизация (реализация причинно-следственных связей и других закономерностей в виде направленного процесса обработки информации по формальным правилам); программирование (реализация алгоритма на ЭВМ); выполнение вычислительного эксперимента (получения нового знания об изучаемом явлении или объекте с помощью вычислений на ЭВМ); наконец, решение конкретных задач, относящихся к кругу объектов и явлений, описанных исходной моделью.

В связи с массовым применением ЭВМ предметом информатики становится изучение закономерностей взаимодействия человека с ЭВМ во всех видах его деятельности. Результаты этого изучения воплощаются в так называемой информационной технологии, т. е. систематических методах и приемах применения ЭВМ в производственных процессах, управлении, образовании, научной работе, проектировании, сфере обслуживания и т. п. Практические применения информатики постепенно формируют новый сектор народного хозяйства, объединяющий вычислительную технику, средства связи, управления и массовой информации и получивший название "индустрия информатики".

Сферы применения информатики:

• теория алгоритмов (формальные модели алгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т. п.);

• базы данных (структуры данных, поиск ответов на запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т. п.);

• искусственный интеллект (представление знаний, вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т. п.);

• бионика (математические модели в биологии, модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т. п.);

• распознавание образов и обработка зрительных сцен (статистические методы распознавания, использование призрачных пространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т. п.);

• теория роботов (автономные роботы, представление знаний о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т. п.);

• инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных систем, инструментальные системы и т. п.);

• теория компьютеров и вычислительных сетей (архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработки информации и т. п.);

• компьютерная лингвистика'(модели языка, анализ и с текстов, машинный перевод и т. п.);

• числовые и символьные вычисления (компьютерно-орированные методы вычислений, модели переработки информации в различных прикладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т. п.);

• системы человеко-машинного взаимодействия (модели курса, распределение работ в смешанных системах, организация коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т. п.);

• нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения нейрокомпьютеры и т. п.);

• использование компьютеров в замкнутых системах (модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга и т. п.).

Информатика предоставляет междисциплинарные методы и процедуры: абстрагирование и конкретизация; анализ и синтез; индукция и дедукция; формализация; виртуализация; визуализация; структурирование; алгоритмизация и программирование; инфологическое (информационно-логическое) моделирование; математическое моделирование; компьютерное моделирование, вычислительный эксперимент; программное управление; распознавание, классификация и идентификация образов; экспертное оценивание, тестирование, макетирование и другие методы.