Одна из форм регулирования коммерческих отношений в Российской Федерации - нормы международного права. Нормы международного права применяются к соответствующим отношениям в результате их трансформации, т. е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта (ст. 2, 5,6 Федерального закона «О международных договорах РФ»).
Международные договоры РФ применяются к отношениям, возникающим между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления предпринимательской деятельности непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Как источник коммерческого права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ). При этом международные договоры применяются к коммерческим правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договоpax международной купли-продажи товаров 1980 гг. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права. Нормы международного права в сфере предпринимательства имеют весьма существенное значение. Их вес постоянно возрастает, что объясняется стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Россия является участником многих международных договоров. С учетом их, а также других международных переговоров, к которым Россия намерена присоединиться, разрабатывается и при- меняется современное российское законодательство, и в частности Гражданский кодекс. Во внешнеэкономической коммерческой деятельности источниками прав являются также правовые акты тех государств, на территории которых осуществляется коммерческая деятельность, и международные правовые акты. Так, возможность применения торгового обычая зафиксирована в различных арбитражных регламентах, в том числе в Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате РФ, в Арбитражном регламенте Европейской экономической комиссии ООН 1966 г., и Арбитражном регламенте Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г.
Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены в нормах частного и публичного праворегулирования внешней торговли отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Правовой обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе и применяется, если не противоречит обязательным для участников отношения положениям законодательства или договору. В международном праве обычай - не только форма выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых обязательных юридических правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права.