2. Предмет и метод коммерческого права

Предмет коммерческого права - реальные коммерческие отношения, т. е. отношения по куплепродаже объектов торгового оборота, складывающиеся между субъектами: 1) хозяйственной деятельности и непосредственно направленные на получение прибыли или иной выгоды; 2) коммерческой деятельности, с одной стороны, и органами власти и управления - с другой. Метод правового регулирования, применяемый в той или иной отрасли права - совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предметов правового регулирования.

Метод правового регулирования коммерческих отношений раскрывается в четырех основных признаках: 1) характере правового положения участников регулируемых отношений; 2) особенностях возникновения правовых связей между ними; 3) специфике разрешения возникающих конфликтов; 4) особенностях мер принудительного воздействия на правонарушителей. Для коммерческих отношений справедливы методы правового регулирования, характерные для хозяйственных правоотношений в целом. Правовое регулирование носит характер дозволения, предписания, запрета. Это воздействие может быть: 1) властное - правовая норма определена каким-либо правовым актом и обязательна к исполнению; 2) рекомендательным - не обязательная к исполнению норма применяется субъектом коммерческой деятельности в случае эффективности ее в этом случае; 3) договорным - коммерческие отношения (права и обязанности сторон) определяются договором участников этих отношений. Для метода правового регулирования характерна разнообразная природа взаимодействия. На коммерческие отношения влияют управляющие воздействия экономической и организационной ситуаций характер правового воздействия, его режим и природа являются комплексными.

Метод правового регулирования призван обеспечивать: 1) трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационной, административной, политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия; 2) различные режимы воздействия: властное и диспозитивное. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы; 3) правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, предписания, запрета, содержащихся в правовой норме. Этим требованиям к методам правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления. Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в коммерческих правоотношениях. Возможность выбора метода правового регулирования особенно привлекательна для коммерческих отношений стратегического характера, осуществляемых в условиях неопределенности внешней среды компании.