51 . Деятельность оптовых ярмарок

Оптовая ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

Задачи оптовых ярмарок: 1) усиление влияния торговли на формирование планов производства товаров; 2) оказание воздействия на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров; 3) внедрение в производство новых изделий; 4) бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса.

Признаки оптовых ярмарок: 1) эпизодический характер -проводятся 1 -2 раза в год; 2) предварительно установленные сроки проведения ярмарок; 3) определенное место проведения ярмарки; 4) ведение торговли в форме гласного публичного торга; 5) торговля товарами осуществляется по образцам, стандартам, сертификатам, каталогам и описаниям. По масштабу деятельности оптовые ярмарки проводятся как: 1) международные; 2 общероссийские; 3 региональные; 4 местные; 5 отраслевые; 6 межотраслевые.

По товарной специализации ярмарки делятся на: 1) универсальные; 2) специализированные. Традиционно ярмарки организуются следующим образом. 1) центральные органы исполнительной власти, органы власти субьектов Российской Федерации создают ярмарочный комитет; 2) в ярмарочный комитет входят представители органов управления промышленности и торговли; 3) комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки - дирекцию, арбитраж, отделы; 4) дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки - определяет сроки проведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взносов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает график мероприятий. В ходе проведения ярмарки: 1) устанавливаются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями; 2) в сжатые сроки устанавливаются многочисленные договорно-хозяйственные связи; 3) решаются вопросы сбыта и снабжения; 4) осуществляется купля-продажа товара; 5) демонстрируются образцы большого количества товаров самых разных отраслей экономики; 6) разрешаются споры тут же в арбитраже ярмарочного комитета. Торговая ярмарка дает возможность предприятиям с помощью образцов ознакомить посетителей с объективным масштабом товаров одной или нескольких отраслей экономики, их качеством. На оптовых ярмарках формируются связи торговли с производителями товаров, отрабатывается система заказов и заявок. Оптовые и розничные торговые организации и индивидуальные предприниматели, заключая договоры на оптовых ярмарках, могут сравнить товары разных изготовителей, выбрать лучшие из них, выявить товары устаревшие, не отвечающие веяниям моды и современному дизайну, оценить работу промышленности по обновлению ассортимента и повышению качества товара. Несмотря на экономическую эффективность, крупным недостатком современной ярмарочной торговли в России является ее слабая нормативная урегулированность.