53. Сбытовые и снабженческие подразделения предприятий

Предприятие - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В целях нормального функционирования производства при недостаточности финансовых средств от структурного подразделения, отвечающего за снабжение, требуется обеспечение минимизации стоимости закупаемого сырья и комплектующих, а также взаимодействия работы структурных подразделений, отвечающих за работу внутризаводского транспорта и доставку грузов. Эффективная деятельность структурных под- разделений предприятия, отвечающих за снабжение, должна основываться на максимальном владении оперативной информацией о реальных по- ставках предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий и так далее и существующих потребностях предприятия в них.

В связи с этим в распоряжении этих подразделений должна находиться следующая оперативная информация:

1) текущая потребность в отдельных видах сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д.; 2) объем запасов сырья и материалов на складе; 3) объем производственного задела (незавершенного строительства); 4) уровень загрузки производственных мощностей; 5) сроки выполнения текущих заказов. Независимо от размера и сферы деятельности предприятия структурные подразделения, отвечающие за снабжение, должны иметь необходимую оперативную информацию о рынке. Необходимо иметь по любому виду сырья и материалов не менее двух поставщиков. В этих целях целесообразно проведение конкурсного отбора поставщиков. Структурные подразделения, отвечающие за сбыт, основные подразделения предприятия, выполняющие функции оперативного маркетинга. От эффективности деятельности этих подразделений зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: 1) подбор кадров; 2) организация стимулирования работников; 3) информационное обеспечение; 4) внедрение логистики в свою работу. Эффективная деятельность структурных подразделений, отвечающих за сбыт продукции, должна основываться на полном владении оперативной информацией как о самом предприятии, так и о его клиентах. Для эффективного использования информации о рынке целесообразно создавать и поддерживать работника- ми этого подразделения информационную базу данных. На основе анализа существующей практики предлагаются следующие рекомендации по организации работы структурных подразделений предприятия, отвечающих за сбыт: 1) организация рекламной кампании; 2) изучение требований покупателей к качеству и ассортименту продукции; 3) проведение постоянной работы по улучшению качества продукции, усовершенствованию и расширению ас- сортимента, информирование об этом покупателей; 4) постоянное отслеживание рынка своей продукции; 5) организация производства новой продукции, ее рекламы, изучение спроса и определение объемов и регионов ее реализации; 6) изучение сезонного спроса и подготовка к нему; 7) организация доставки товаров своими структурны- ми подразделениями, отвечающими за транспортные средства; 8) участие в выставках, семинарах.