59. Договор оптовой купли-продажи

Оптовая купля-продажа - деятельность по продаже товаров партиями розничным продавцам, производственным или непроизводственным потребителям, которые не используют эти товары для личного, семейного потребления.

Особенности договора оптовой купли-продажи: 1) товар продается или приобретается оптом, преимущественно партиями, а не в единичных количествах; 2) товар не всегда находится в наличии у продавца на момент заключения договора оптовой купли-продажи; 3) исполнение договора носит длящийся характер (вследствие поставки товара партиями, удаленности получателя от продавца); 4) продавцом товара может быть как его производитель, так и лицо, закупившее товар в коммерческих целях для розничной перепродажи; 5) покупателем товара может быть лицо, закупившее его для коммерческих целей или для нужд хозяйственного использования, за исключением физических лиц, которые используют товары для личного, семейного потребления.

Договор оптовой купли-продажи является: 1) консенсуальным - заключается по взаимному согласию; 2) возмездным - продавец обязуется передать товар покупателю, покупатель - оплатить товар; 3) двусторонним - необходимо присутствие двух сторон. Основная цель оптовой купли-продажи - оперативное и повсеместное насыщение розничной сети товарами, необходимыми для удовлетворения запросы населения. Субъекты договора оптовой купли-продажи - только предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на изготовлении, закупке и реализации товаров, предназначенных для последующей перепродажи в розничной торговой сети.

Договор оптовой купли-продажи регулирует отношения: 1) производителей товаров и оптовых торговых организаций, специализирующихся на реализации этих товаров; 2) изготовителей либо оптовых торговых организаций с розничными торговыми организациями; 3) производителей товаров и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий. Необходимость введения модели договора оптовой купли-продажи обусловлена объективными причинами: 1) появление новых общественных отношений в сфере оптовой торговли и на товарном рынке требует соответствующего правового регулирования; 2) несмотря на то что договора оптовой купли-продажи нет в ГК РФ, сейчас он повсеместно заключается при осуществлении предпринимательской деятельности, на биржах, ярмарках, оптовых продовольственных рынках. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого нет объективного основания. В результате наиболее значимый договор коммерческих отношений - договор оптовой куплипродажи - регулируется набором норм, содержащихся не только в разных параграфах ГК РФ, но и различных нормативных актах. Отсутствие понятия оптового товарооборота, оптовой купли-продажи приводит к возникновению судебных споров, правовых коллизий и порождает законодательную путаницу.