Вопрос 15

Культура и искусство Существует 3 основных способа классификации искусства.

1-Деление искусств на пространственные и временные. К пространственным относится живопись, архитектура, скульптура. К временным относится –музыка и поэзия. Существует также такой пространственно- временной вид искусства как театр.

2- Деление на опосредованные и непосредственные. Опосредованными называются такие искусства в которых для создания художественного произведения применяется какой либо материал помимо самого творца.( инструментальная музыка , живопись, скульптура, архитектура.) Непосредственными называются те искусства в которых творческим субъектом  и материалом является сам человек. К ним относятся- вокальная музыка, театральное искусство.

3-  Классификация по принципу 4-х измерений. Искусства с одним измерением не существует. Искусства с

2-мя измерениями это живопись, графика, фреска. Искусство с 3-мя измерениями это скульптура и архитектура. Искусство с 4-мя измерениями –это театральное искусство.

В то же время каждому из искусств со свойственным им количеством измерений, является характерным переростать в дополнительное число измерений. Так живопись с 2-мя измерениями приобретает  3-е  иллюзорное измерение т.к. создает видимость перспективы. Архитектура и скульптура приобретают четвертое временное т.к. для того что бы произведение данных видов искусств в их целостности, необходимо эти произведения обойти, т.е. затратить время.

Художественная культура является особым видом  человеческой культурной деятельности т.к. связана не столько с реальным миром сколько с человеческим воображением, с идеальным представлением о мире. В этом отношении искусство отличается от науки. Наука изучает действительность, постигает ее законы, а искусство пересоздает окружающую действительность. Искусство всегда связано  с известной гиперболизацией, т.е. с определенным преувеличением того что человек видит в окружающей среде. Это связано с тем что искусству свойственно  отбирать наиболее характерное для окружающего мира и отражать это в художественных произведениях . Искусство неразрывно связано с образностью, если для науки свойственны рациональные понятия и категории то для искусства характерным является художественный образ. Художественный образ призван показать  наиболее характерное что есть в окружающей действительности. Искусство имеет весьма значительную коммуникативную функцию. Если научный факт является абсолютно объективным и не требует  субъективного и эмоционального отношения то искусству свойственно эмоционально заражать людей. Толстой- отмечал значительную роль искусства в объединении людей. Он утверждал что искусство как ни какой другой род человеческой деятельности передает мысли и чувства творца  воспринимающему то или иное произведение. Созерцая произведение изобразительного искусства зритель проникается мыслями и чувствами того кто его создал, а так же испытывает внутреннее единение с теми кто созерцает данное художественное произведение вместе с ним. Эта функция представлялась Толстому важнейшей среди всех других функций.

Русский философ Гердяев отмечал способность творчества как способность к преображению мира. Творчество это создание нового, ранее не существующего. Оно исходит из бездонных глубин человеческого духа, которые таят в себе не исчерпаймые  возможности. Человеческое творчество  по природе своей – созедательно. Оно противостоит всему хаотическому и деструктивному, поэтому для философии Гердяева является характерным лозунг – Твори, а то погибнешь! В нем он уподобляется богу творцу и оправдывает  свое жизненное предназначение. Наука изучающая сферу художественной культуры- называется эстетика. Ее создателем был – Баумгартен. Эстетика изучает законы творческого восприятия действительности, эстетического ее основания. В  20в. вместе с появлением множества новых направлений в художественной культуре эстетическая наука достигла значительного развития. Основы эстетики как науки были заложены школой немецкой классической философии.