Бюджетный дефицит и государственный долг

Это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимос­тью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государ­ства, превышая его доходы. Дефи­цит, заложенный  в структуру доходов  и  расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется цикличес­ким дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного,  разница между структурным и реальным дефицитом называется цикличес­ким излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношени­ем абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджет­ный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджет­ного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количе­ства денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выби­рают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюд­жетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются прави­тельством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефи­цита могут быть денежные средства, вырученные от про­дажи государственной собственности. Можно выделить три основные концепции. Представители первой считают, что бюджет дол­жен балансироваться ежегодно, т. е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и рас­ходами. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производ­ства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад про­изводства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Третья концепция — концепция функциональных фи­нансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэко­номического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, сле­довательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный де­фицит не сказывается негативно на развитии экономики. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В стра­нах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредито­рам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост госу­дарственного долга наблюдается практически во всех стра­нах, что объясняется хронической дефицитностью государ­ственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны