Фискальная политика государства

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правитель­ственными органами по изменению государственных рас­ходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увели­чение занятости, снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации де­лится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику. Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государст­венными расходами и налогами. Рассмотрим влияние изменения тех и других на совокупный спрос, ВВП полагая, что: 1) государственные расходы не влияют ни на потреб­ление, ни на инвестиции; 2) чистый экспорт равен нулю; 3) вся совокупность налогов сведена только к налогам на доходы населения; 4) налоговые поступления -величина постоянная; 5) фискальная политика влияет на совокуп­ный спрос (совокупные расходы), но не на совокупное предложение. Увеличение налоговых ставок, наоборот, сни­зит стимулы к деловой активности, что приведет к сокраще­нию объема ВВП. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки то­варов и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается снижением кривой совокупных расходов и обусловливает в несколько раз большее уменьшение объема ВВП. Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального продукта, чем изменение государст­венных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расхо­дов, а частично — уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Автоматическая фискальная политика. На практике уровень государственных закупок, налогов может изме­няться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существова­нием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую фискальную политику. Встроенная ста­бильность основана на тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроен­ными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят автоматические изменения налоговых поступлений и сис­тему пособий по безработице и социальным выплатам. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и  предприятий.   В  период  спада  производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налого­вые поступления в казну. Следовательно, увеличатся до­ходы, остающиеся у населения и предприятий. Это позво­лит в определенной степени замедлить снижение совокуп­ного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессив­ность налоговой системы. При росте ВВП увеличиваются доходы, но растут и ставки налогов. Это ведет к прогрес­сивному увеличению налоговых поступлений. Система пособий по безработице и социальные выпла­ты также оказывают автоматическое антициклическое воз­действие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по без­работице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безрабо­тице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функциони­руют и системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Из-за действия автоматических стабилизаторов измени­лось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты были незначительны. В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада про­изводства необходимо увеличивать государственные расхо­ды, снижать налоги или делать и то и другое, иначе говоря, проводить стимулирующую фискальную политику. В случае инфляции реализуют сдерживающую фискальную полити­ку, которая включает уменьшение правительственных расхо­дов, увеличение налогов или сочетание того и другого. Создается впечатление, что механизм фискальной поли­тики прост, но это не так. Выработать правильную фискаль­ную политику чрезвычайно трудно. Это объясняется тем, что, во-первых, в экономике действуют как параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за этот период экономи­ческая ситуация может резко измениться.