14.Международный рынок услуг

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляет­ся в некотором полезном эффекте, который получает ее по­требитель.

К сфере услуг относят:

• традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

• такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

• социально-культурные отрасли: наука и научное обслужи­вание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммуналь­ное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреацион­ные услуги.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже ус­луг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продук­ции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экс­порту и импорту туристических услуг; консультационные услу­ги в области информатики и совершенствования управления.

Туризм

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, осо­бенно международный. Число международных туристов постоян­но растет,

обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, по­сещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для Рос­сии баланс валютных поступлений от туризма.

Международная торговля услугами

В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с вы­соким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также стра­ны с переходной экономикой, для которых характерен относи­тельно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Боль­шинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.

Все более широкое распространение получают деловые услуги.

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в их общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних при­ближается к 30%.

Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами по­степенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экс­портерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических.

Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультаци­онных и строительных услуг.

Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг ком­мерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строи­тельства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. В ходе развития техники часть инженерных работ обособилась от сферы науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не во­площается в материальном продукте, а проявляется в некото­ром полезном эффекте, который может получить потребитель услуги. Тем не менее инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как обосо­бившаяся сфера производственной деятельности. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатыва­емые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место за­нимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контра­генту. Этот процесс представляет собой одну из форм креди­тования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.

К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристиче­ские услуги. В настоящее время международный туризм полу­чил широкое распространение и стал высокодоходной отрас­лью экономик многих стран мира.

Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение по­лучили аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, раз­работку предложений по ее совершенствованию, консульта­ции по вопросам налогообложения и т.п.

В этой внешнеторговой группе сделок различают торговлю результатами научно-технических исследований и торговлю объектами авторского права.  Соглашения по обмену научно-техническими знаниями связаны с куплей-продажей итогов исследовательских работ, представляющих не только научную, но и коммерческую ценность. В отличие от международ­ной торговли вещественными предметами в операциях по тор­говле научно-техническими знаниями присутствуют продукты интеллектуального труда, выступающие в форме патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, а также технические знания и опыт, объединенные понятием ноу-хау.

Патент - это документ, выданный государственным орга­ном изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключи­тельное право на использование изобретения. Лицензионные операции - это предо­ставление права на использование иностранных научно-технических достижений на основе специальных лицензион­ных соглашений. Большое место занимают сделки по выпол­нению заказных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исполнению заказов на подготовку научно-технической документации, научного оборудования и опытных образцов изделий и материалов, проведение научно-технических экспертиз и т.д.

Ноу-хау –это информация. имеющая коммерческую ценность. Она может быть патентоспособной,  может быть секретом производства, но может быть и общей. Маркетинг и управленческие навыки,  и также просто деловые консультации могут быть ноу-хау. Если кто-либо желает платить за информацию, на нее может быть спрос на международном рынке или быть выдана международная лицензия. Лицензирование или продажа ноу-хау во всем мире ненадежный, но очень доходный бизнес.

Почти во всех странах существует разного рода правовая защита товарных знаков.Авторские права на литературные произведения охраняется в той или иной мере почти в 100 странах.

Хищение интеллектуальной собственности и подделка товаров быстро нарастают как в развивающихся так и в развитых странах.