18. Транспорт и связь

Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить транспортные системы экономи­чески развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы.

Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопровод­ный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы ус­тупает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему стран — членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузо­оборота она занимает первое место в мире.

Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Еже­годно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растет.

Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение меж­ду перевозками и производством.

Что касается путей сообщения, то протяженность железных и шоссейных дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более того, в США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транс­портной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети тру­бопроводов большого диаметра.

В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значи­тельно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков со­ставляют массовые наливные и навалочные грузы, млн т: сырая нефть — 1000, нефтепродукты — 300, железная руда — 340, ка­менный уголь — 370, зерно — 250. Из других грузов морской тор­говли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продоволь­ствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн т.

Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузо­вого транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов. Скла­дываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — ком­бинация морского транспорта с маршрутными железнодорожны­ми составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибир­ский; Япония — Восточное побережье США; Трансамерикан­ский; Западная Европа — Ближний и Средний Восток).

Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблю­дение сроков и ритмичности доставки грузов.

В 90-х гг. началось создание транспортных коридоров, объ­единяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию несколь­ких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных ко­ридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Мос­ква — Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.

Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного до­кумента, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.

Международные пассажирские сообщения

Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, ту­ристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения

В пассажирских перевозках лидером остается легковой авто­мобильный транспорт индивидуального пользования, доля кото­рого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт прибли­зился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.

В международных пассажирских сообщениях лидирующее по­ложение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное пре­имущество перед другими видами транспорта в скорости пере­возки.

Связь

В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются совре­менные электронные средства — переносные коммутаторы, фак­симильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в каче­стве средства связи.

Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно . На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.

Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от со­временных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ.

Ярким примером принципиально новой технологии в облас­ти средств информатики и связи является внедрение волокон­но-оптической связи. В частности, сооружены две подводные во­локонно-оптические линии: через Тихий океан протяженностью 11,5 тыс. км (США - Гавайи - Япония) и через Атлантический океан — 6,5 тыс. км (США - Западная Европа).