23. Модель жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта) была разработана

американцем Раймондом Верноном. В соответ­ствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла жизни (иногда их насчитывают пять): I — внедрение на рынок; II — рост продаж; III — зрелость (IV — насыщение рын­ка); IV (V) — спад продаж.

Международный цикл жизни продукта выглядит для фирмы, впервые наладившей его производство, несколько иначе: I — мо­нопольное производство и экспорт нового продукта; II — появ­ление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран); III — выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно со­кращение экспорта продукта из страны-пионера; IV — выход кон­курентов на рынок страны-пионера (как возможная стадия).

Передовая в технологическом отношении фирма может начать внедрение другого продукта к моменту возникновения конкурен­ции со стороны новых производителей, возможно даже продав им патент на производство своего старого продукта. Однако су­ществует и иной выход при усилении угрозы экспорту — самому наладить производство за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. Тем более что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к снижению цены про­дукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Но по сравне­нию с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных издержек, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранны­ми монополиями и т.д.

Американский экономист Джеймс Тобин выдвинул концепцию портфельной ликвидности, согласно кото­рой поведение инвестора определяется желанием диверсифициро­вать свой портфель ценных бумаг (в том числе за счет иностранных Ценных бумаг), взвешивая при этом доходность, ликвидность и риски. Еше один американский экономист — Чарльз Киндлебергер, развивая эту концепцию, дополнил ее предположением, что в разных странах для рынков капитала характерно разное предпочте­ние ликвидности и поэтому возможен активный обмен портфель­ными инвестициями между странами

Модель монополистических преимуществ была разработана аме­риканским экономистом Стивеном Хаймером и далее развита Ч. Киндлебергером и другими экономистами. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприят­ной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок стра­ны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше стра­дает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные, так назы­ваемые монополистические (т.е. присущие только ему) преиму­щества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестицион­ный риск (о которой писали Милль и Олин), получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конку­ренции (ее теорию разработал Э. Чемберлин).

Для иностранного инвестора монополистические преимуще­ства возможны за счет использования несовершенной конкурен­ции на местных товарных рынках (если у него есть оригинальный