26. Таможня

В целом практика современного рыночного хозяйства показывает, что поощрение экспорта не наносит ущерба внут­реннему потреблению, поскольку аналогичной политики на расширение экспорта придерживается подавляющее боль­шинство остальных участников мировой торговли. Получа­ется, что внутренние рынки стран-экспортеров становятся пунктами, где сходятся товарные потоки, идущие из многих стран мира.

По отношению к импорту применяется такой метод регу­лирования, как таможенное налогообложение. Устанавливая ставки налогов на импорт, государство попадает в сложное положение. С одной стороны, оно искусственно завышает цены иностранных товаров на внутреннем рынке, следова­тельно, поддерживает своих предпринимателей, облегчая им конкуренцию с зарубежными фирмами. Уровень налоговых ставок должен быть достаточно высоким, чтобы надежно обезопасить отечественную экономику от крупномасштаб­ных падений производства и занятости, которые вполне вероятны в случае беспрепятственного наступления ино­странных конкурентов.

С другой — высокие протекционистские таможенные тарифы создают неестественную обстановку на внутреннем рынке, отгораживают его от мировой торговли. Националь­ное производство, работающее в щадящем, неконкурентном режиме, начинает отставать по уровню научно-технических разработок, качеству продукции, структуре предложения то­варов. Становятся вероятными ответные меры со стороны правительств тех стран, чьи фирмы пострадали от протекци­онизма. Возможен и инфляционный эффект чрезмерного тамо­женного налогообложения, который еще больше усиливается в экономике, где происходит падение рыночного курса на­циональной валюты. В начале 90-х годов с этой неприятной комбинацией познакомились российские потребители, на­блюдающие за беспрецедентным повышением цен импорт­ных товаров.

Сторонники больших налогов на импортные товары ут­верждают, что они помогают сохранить рабочие места и высокую заработную плату в стране. В действительности если производительность труда снижается, то реальная за­работная плата будет падать. Хотя высокие тарифы дают значительные доходы в госбюджет, Но, по существу, они выступают в качестве регрессивного налога на продажи.

Наиболее эффективным является гибкое регулирование таможенных тарифов, тактика лавирования, позволяющая обеспечить удовлетворительную защиту внутреннего рынка и одновременно избежать тяжелых последствий протекцио­низма. Государства регулируют налоги на импорт самостоя­тельно, а также на двусторонней и многосторонней основе. С этой целью созданы международные торгово-политичес-кие механизмы, в частности Генеральное соглашение о тари­фах и торговле (ГАТТ), в рамках которого государства стара­ются урегулировать свои разногласия по поводу таможенных налогов и сделать мировую торговлю более свободной.

Если в долгосрочной перспективе развитые страны идут по пути активизации рыночной конкуренции, то в том же направлении развиваются и торговые отношения между ними. В настоящее время происходит либерализация таможенной политики, перевод ее на принципы свободной торговли. Ко­нечно, указанная тенденция не означает окончательного разрушения таможенных перегородок, которые особенно заметны внутри треугольника США — Япония — Западная Европа. Так, руководящие органы Европейского союза (ЕС) ведут линию на всемерную либерализацию взаимной торгов­ли европейских стран, одновременно возводя вокруг союза

внушительные таможенные барьеры, ограничивающие про­никновению в Европу дешевых товаров из США и Японии.

Отметим, что демонтаж таможенных барьеров отнюдь не означает наступление эры свободной торговли. Чем труднее становится налоговая защита отечественного бизнеса, тем охотнее государство прибегает к нетарифным методам, с которыми не могут справиться ни ЕС, ни ГАТТ, ни кто-то еще. Допустим, что необходимо снизить импорт, а налоги на него повышать нельзя. Тогда используются количественные ограничения (квоты) на ввоз зарубежных товаров и услуг, стимулирование национального производства заменителей импортных товаров; специальные налоговые льготы для кор­пораций, которые сталкиваются на внутреннем рынке с жест­кой иностранной конкуренцией; покупка государством части их продукции для поддержания спроса и цен. Получается, что доступ на национальный рынок открыт, поскольку таможен­ные тарифы низкие, а попасть на него заграничным экспор­терам все равно трудно. Чтобы преодолеть нетарифные барьеры, экспортерам нужна поддержка своего государства, например в виде экспортных кредитов, налоговых льгот и т.п.

Современное государство регулирует ввоз и вывоз капита­лов из страны. Импорт в страну иностранного капитала и деятельность зарубежных фирм обычно жестко контролиру­ются. Так, определяются секторы экономики, в которые поощряются и запрещаются иностранные инвестиции, зако­нодательно устанавливается распределение прибыли, нало­гообложение и др. Вместе с тем государство заинтересовано в экспорте национального капитала, поскольку взамен оно получает платежи по иностранным инвестициям, что улуч­шает платежный баланс, увеличивает приток в страну иност­ранной валюты. Для обеспечения безопасности зарубежных инвестиций используются программы помощи иностранным государствам, двусторонние и многосторонние соглашения, инструменты внешней политики и т.д. Деятельность отечес­твенных инвесторов за границей стимулируется и чисто экономическими методами, например кредитами, специаль­но предназначенными для уплаты налогов там, где располо­жены их филиалы.

Если государство нуждается в массированных финансо­вых поступлениях из-за рубежа, например, для покрытия дефицита бюджета, то оно использует два основных способа.

Первый из них связан с ограничительной денежной полити­кой. Сжимая объем денежной массы, государство вызывает повышение процентных ставок. Последние, как магнит, при­тягивают капиталы из-за границы, поскольку их владельцы переводят деньги в валюты тех стран, где более высокие процентные ставки. Государство берет эти деньги взаймы у своих национальных банков и использует для покрытия дефицита бюджета. Второй способ оказывает прямое дейст­вие. Государство может обратиться непосредственно к зару­бежным рынкам капиталов, разместив там свои облигации. Чем выше процент по облигациям и ниже их рыночная цена, тем они привлекательнее для покупки иностранными корпо­рациями и банками, превращающимися в кредиторов чужого государства.

Сальдо платежного баланса зависит не только от движе­ния товаров, услуг, капиталов, но и от валютного курса. Он связывает цены в одной стране с ценами в другой. Валютный курс представляет собой цену одной валюты, выраженную в цене другой валюты. Если торгуют две страны А и В, то валютный курс показывает, сколько за одну денежную еди­ницу А дают денежных единиц В. и наобооот.

Государство может установить фиксирован­ный валютный курс, что аналогично государст­венной цене, например, на товарном рынке. Ва­лютный курс может быть гибким, т.е. свободно ус­танавливаться под влия­нием спроса и предло­жения на валютном (денежном) рынке

При дефиците торгового баланса спрос на национальную валюту падает, в то же время растет спрос на валюту стра­ны с активным балансом, чей обменный курс повышается.

Государство может регулировать валютный курс, что явля­ется действенным средством поощрения экспорта товаров

Другой способ изменения курса национальной валюты связан с вмешательством центрального банка в операции купли-продажи иностранной валюты, так называемая валют­ная интервенция. При осуществлении внешней торговли возникают риски, связанные с изменениями валютных курсов. Стремление избежать их привело к росту бартерных сделок, доля которых в различных отраслях составляет от 5 до 40%. По прогнозам специалистов, к 2000 г. на их долю будет приходиться до 50% внешнеторгового оборота. Другими причинами развития бар­терных сделок являются попытки избежать чрезмерного го­сударственного контроля над внешней торговлей. Для ПРС бартер обеспечивает стабильные закупки, расширение эк­спорта технологий и наукоемких товаров в развивающиеся страны. Иногда в бартерной форме осуществляются двусто­ронние межгосударственные или межбанковские клиринго­вые соглашения. В подобной торговле заинтересованы стра­ны с дефицитом торгового баланса, а также фирмы, испыты­вающие затруднения с реализацией товаров.