27. Нетарифные методы регулирования

В современных условиях широко применяются различные нета­рифные методы регулирования внешней торговли.

Антидемпинговые процедуры направлены против продавцов, экспортирующих товары по ценам ниже стоимости их производ­ства в стране вывоза.

Обычно антидемпинговые процедуры инициируются мощны­ми компаниями страны импортера, которые считают, что ввози­мые, по пониженным ценам товары из другой страны мешают сбыту их продукции, от чего они несут и финансовые, и мораль­ные убытки. Такие претензии рассматривают в одних странах спе­циальные антидемпинговые трибуналы, в других — гражданские суды.

Вынося справедливые или несправедливые решения о демпин­ге, трибуналы определяют так называемую справедливую цену и устанавливают антидемпинговую пошлину, которую удерживают с поставщика. Если поставщик слишком занизил свою цену и, нанес большой ущерб национальным производителям импорти­рующей страны или вновь экспортировал свою продукцию по демпинговым ценам, то трибунал может принять решение о нало­жении на поставщика антидемпингового штрафа, значительно превышающего величину антидемпинговой пошлины и часто но­сящего разорительный характер. Более того, трибунал может ре­комендовать правительству импортирующей страны ввести коли­чественные ограничения или запрет на импорт аналогичных това­ров из страны провинившегося поставщика.

Правовая основа антидемпинговых процедур заложена в ста­тье VI, или так называемом антидемпинговом кодексе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое образо­вало в 1994 г. Всемирную торговую организацию (ВТО). В уставе ВТО статья об антидемпинге разработана более детально, в ней определены критерии нанесения факта ущерба и даны рекоменда­ции по расчету разницы демпинговых и нормальных цен.

Ценовые преференции. Ценовые преференции также применя­ются для защиты интересов местных производителей товаров от импорта аналогичной продукции из других стран. Для этого под давлением национальных производителей устанавливается, что определенный товар (работы, услуги) могут быть закуплены у за­рубежных поставщиков аналогичного товара, если их цены ока­жутся ниже цен национальных фирм, например на 5%. Чаще по­добная процедура применяется при закупках крупных партий то­вара или уникальных комплектов оборудования через междуна­родные торги.

Количественные ограничения. Большинство стран в период раз­вития или восстановления своих экономических потенциалов вводят долгосрочные или краткосрочные меры по количественно­му регулированию импорта и экспорта определенных видов това­ров, устанавливая для них соответствующие квоты в абсолютных цифрах или в процентном отношении к объемам собственного производства. Одновременно с установлением квот правительство назначает один из своих органов ответственным за выдачу лицен­зий, т.е. разрешений той или иной компании осуществить экспорт или импорт определенного количества своей продукции.

Экспортные квоты устанавливаются в основном по трем причинам:

• с целью приоритетного удовлетворения данным видом това­ра своего рынка, во избежание роста цен;

• в соответствии с подписанными правительством междуна­родными компенсационными или картельными соглашениями, целью которых является регулирование цен на мировом рынке (например,-на кофе, какао, нефть и др.);

• в соответствии с заключенными правительством двусторон­ними соглашениями с другими странами о добровольном ограни­чении экспорта товаров (например, соглашения США и Японии о добровольном ограничении экспорта автомобилей, электронной техники и т.д.).

Импортные квоты устанавливаются прежде всего для за­щиты отечественного рынка от агрессивной экспортной политики более развитых стран. Например, Турция и Греция ограничивали ввоз в свои страны дизелей, дизель-генераторов, электродвигате­лей и т.д. чтобы дать возможность укрепиться на рынке отечест­венным производителям. В то же время не вводилось никаких ко-

личественных ограничений на ввоз этого оборудования в разо­бранном виде на принципах прогрессивной сборки, т.е. с посте­пенным освоением выпуска узлов и деталей собственной про­мышленностью.

Весьма часто страны, проводящие у себя международные яр­марки, увеличивают квоты на импорт товаров, с одной стороны, привлекая большее число иностранных участников, с другой — позволяя отечественным фирмам закупать лучшие образцы това­ров, с тем чтобы содействовать ускорению технического прогресса национальной промышленности.

Экспортные и импортные квоты обычно распределяются про­порционально объемам заявок национальных поставщиков и по­требителей продукции. Однако если правительство хочет повы­сить эффективность экспортных и импортных операций, оно осу­ществляет распределение квот путем проведения конкурсов и аук­ционов, в результате которых отбираются наиболее выгодные предложения поставщиков и потребителей.

В целях реализации Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ приняло 31 октября 1996 г. постановление «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количест­венных ограничений и лицензирования экспорта и импорта това­ров (работ, услуг) в Российской Федерации».

Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров или товарных групп вводится обычно для повыше­ния эффективности торговли, более четкого контроля получения выручки и расходования валютных средств, регулирования объ­емов торговли с учетом интересов реструктуризации отечествен­ной промышленности, уменьшения числа посредников, претенду­ющих на часть валютной выручки или необоснованно вздувающих импортные цены, снижения коррумпированности торговли.

Те же задачи решает монополизация внутренней торговли, на­пример спиртом и водочными изделиями. К сожалению, россий­ское Правительство не понимает, что без строгой монополизации импорта этих товаров борьба за монополизацию в сфере сбыта не имеет перспектив.

Приобретение товаров от резидентов. При размещении круп­ных заказов не редко сами покупатели ставят условие, чтобы по­ставщиками товаров были только резиденты их страны. Чтобы из­бежать этого барьера, иностранные поставщики вынуждены со­

здавать в стране покупателя дочерние фирмы и продавать товары через них. Это позволяет покупателям при рассмотрении разног­ласий применять право своей страны.Экспортеры товаров также должны знать о существовании по­литических барьеров (например, КОКОМ), ограничивающих воз­можности торговли. Несмотря на отмены списков КОКОМ, некоторые страны, и в первую очередь США, придерживаются старых порядков. Например, они запрещают своим компаниям продавать в Россию совре­менное компьютерное и телекоммуникационное оборудование.

Обычно политические барьеры в торговле эффективны, когда в их создании участвует достаточно много стран, объединенных идеей ООН или одной из крупнейших держав мира. Многим па­мятна политическая и экономическая блокада ЮАР, когда в ней проводилась политика апартеида. В 90-х гг. со стороны США про­должается экономическая блокада Кубы, причем Конгрессом принят Закон об экономических санкциях со стороны Соединен­ных Штатов Америки к компаниям, ведущим с Кубой коммерчес­кие операции. США только дискредитировали себя, приняв закон в отношении фирм других стран, которые не хотят признавать диктата США. Под эгидой ООН действует экономическая блокада Ирака и Ливии как центров международного терроризма, США пытается склонить ООН к осуждению строительства Россией атомной электростанции в Иране.Возможно использование и технических барьеров, например ус­тановление дополнительных требований к импортируемым товарам, что является способом защиты внутреннего рынка от конку­ренции.

Однако дополнительные требования к иностранным товарам нередко связаны с объективным желанием защитить своих потре­бителей от некачественной продукции. Чаще всего это относится к продуктам питания, детским товарам и лекарственным препара­там. В этом плане вполне оправданна политика российского пра­вительства, требующего дополнительных проверок качества им­портируемой продукции, особенно продуктов питания.