Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий (СП) с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. В свою очередь, каждая из этих форм может базироваться как на единоличной, так и на совместной собственности в области капитала, средств производства или технологии. Однако общим для всех видов международного предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация.
Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. На практике различают три основных типа международных корпораций.
Первый из них — это транснациональные корпорации (ТНК), к которым относят компании с использованием преимущественно однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интернациональной сферой деятельности. ТНК организуют головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле».
Второй тип — многонациональные корпорации (МНК), которые интернациональны по используемому капиталу, контролю и сфере деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения.
Третий тип — это международные корпоративные союзы, которые представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Например, западноевропейский концерн «Эйрбас индастри».
Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознавать ТНК. К ним относятся: • годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд долл.; • наличие филиалов не менее чем в 6 странах;
• доля зарубежных активов должна составлять 25—30% в общей стоимости всех активов компании;
• 1/5—1/3 всего объема оборота компании должна приходиться на внешние операции, т. е. реализоваться за пределами страны резиденции.
ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно: 1) интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил; 2) экспансии капитала за границей, создание собственных отделений; 3) стремления к получению сверхприбылей; 4) жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в м/н масштабе; 5) снижения значения геоэкономических границ.
С созданием собственных м/н производственных комплексов ТНК получают дополнительные возможности внедрения в экономическую структуру других стран. Они могут использовать в своих интересах их природные, производственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.
Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организационная структура ТНК дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции — это позволяет сохранять монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избегать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, так как внутренние трансфертные цены в 3—4 раза ниже мировых цен.
Со времени возникновения в конце XIX в. ТНК существенно эволюционировали.
ТНК первого поколения действовали в границах существовавших колониальных империй конца XIX — начала XX вв. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), основной целью которых было получить доступ к дешевым источникам сырья.
ТНК второго поколения существовали в период «ежду двумя войнами начала и середины XX в. Это военные ТНК, деятельность которых была связана главным образом с производством вооружения, боеприпасов, амуниции.
ТНК третьего поколения появились в начале 60-х годов с развитием НТР и ростом потребительского спроса — это технико-потребительские компании. Их целями являлись завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов; они широко используют достижения НТР и преимущества межстрановой кооперации предприятий. Становление данных ТНК происходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни заставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок.
ТНК четвертого поколения формируются с 80-х годов — это глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.