Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Масштабность конкуренции
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа "новых индустриальных стран"), предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций. Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта.
Определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 400 показателей сгруппированных в основе 8 факторов:
1. открытость (политическая, экономическая, технологическая, информационная)
2. правительство (уровень гос. Вмешательства в экономику компетентность, размеры правительства, налоговая и фискальная политика, степень полит давления, эффективность расходов правительства)
3. Финансы (кредитно-финансовая система, стабильность нац. Валюты, зависимость от иностранного капитала, доля валовых сбережений в ВВП, темпы роста инвестиций, доля валовых инвестиций)
4. технология (условия развития НИОКР, уровень НИИ, численность ученых и инженеров, рост числа терминалов интернета, защита интел-й собственности, заимствование иностранных технологий)
5. инфраструктура (транспорт, связь, образование, профобучение, жилищные условия)
6. менеджмент
труд (размеры трудовых ресурсов, их
7. образовательный уровень, уровень оплаты труда, квалификация и производительность, использование женщин и пожилых людей, эффективность социальных программ, пособие по безработице и из влияние на оплату труда, степень воздействия на трудовое законодательство
8. институциональная среда (степень надежности правовых и общ-х институтов, гарантии исполняемости законов и защиты прав
Каждому показателю присуждается определенное количество баллов, сумма этих баллов показывает уровень развития и способность страны гибка реагировать на изменения мировой экономики. Показатели сопоставляет и ранжируют страны по уровню конкурентоспособности.
Круг стран и количества факторов постоянно расширяется если в 96 г- 49, то в 2000 – 53 страны. На них приходится 95% мирового производства, торговли и новых кап. Вложений.
В 1997 г. был впервые включен новый фактор – информационные технологии, являющийся стратегической энергоемкой отраслью, влияющей на конкурентность и эконом рост страны.
99 – Сингапур 1-е место; США – 2-е место; Швейцария 6-е место; Япония – 14- место
Стабильно первые места занимают малые страны. Европа между 9-21; Латинская Америка –30-40 место
Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. Речь идет о степени адаптации экономики к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В этом глубоком понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.