7. Определение рейтинга конкурентоспособности страны

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут миро­вого рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Масштабность  конкуренции
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внеш­неторговых операций, вовлекаемых в меж­дународный обмен под воздействием МРТ, международной спе­циализации и кооперации в самых различных областях. Интерна­ционализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа "новых индустриальных стран"), предприни­мающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внеш­неторговых операций. Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание  присущих ей процессов:                                                                                                                                                                                                                                                            идет быстрое обновление ее форм и мето­дов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, но­вых рынков сбыта.

Определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 400 показателей сгруппированных в основе  8 факторов:

1.           открытость (политическая, экономическая, технологическая, информационная)

2.           правительство (уровень  гос. Вмешательства в экономику компетентность, размеры правительства, налоговая и фискальная политика, степень полит давления, эффективность расходов правительства)

3.           Финансы (кредитно-финансовая система, стабильность нац. Валюты, зависимость от иностранного капитала, доля  валовых сбережений в ВВП, темпы роста инвестиций, доля валовых инвестиций)

4.           технология (условия развития НИОКР, уровень НИИ, численность ученых и инженеров, рост числа  терминалов интернета, защита  интел-й собственности, заимствование иностранных технологий)

5.           инфраструктура (транспорт, связь, образование, профобучение, жилищные условия)

6.           менеджмент

труд (размеры трудовых ресурсов, их

7.           образовательный уровень, уровень оплаты труда, квалификация и производительность, использование женщин и пожилых людей, эффективность социальных программ, пособие по безработице и из влияние на оплату труда, степень воздействия на трудовое законодательство

8.           институциональная среда (степень надежности правовых и общ-х институтов, гарантии исполняемости законов и защиты прав

Каждому  показателю  присуждается определенное количество баллов, сумма этих баллов показывает уровень развития и способность страны гибка реагировать на изменения мировой экономики. Показатели сопоставляет и ранжируют страны по уровню конкурентоспособности.

Круг стран и количества факторов постоянно расширяется если в 96 г- 49, то в 2000 – 53 страны. На них приходится  95% мирового производства, торговли и новых кап. Вложений.

В 1997 г. был впервые включен новый фактор – информационные технологии, являющийся стратегической  энергоемкой отраслью, влияющей на конкурентность и эконом рост страны.

99 – Сингапур 1-е место; США – 2-е место; Швейцария 6-е место; Япония – 14- место

Стабильно первые места занимают малые страны. Европа между 9-21; Латинская Америка –30-40 место

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом эксперты от­мечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. Речь идет о степени адаптации экономики к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В этом глубоком понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.