Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют М.. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. М.-это такая совокупность образов и представлений или система категорий и понятий, кот. подчинена основным вопросам М-я, определяющем место людей в природе и их ист. происхожд-е и назначение. Существует два способа освоения мироздания: 1)путем психолог. ассоциаций, через образы и представления;2)путем логической системы понятий и категорий.Сущ. 2 уровня М.:1)эмоционально-образный-связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия); 2)логико-рассудочный ( философия и науки образующие мировоззрение).
мировоззрение, знание
2. Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мифология (“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой.
Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.
3. Генезис философии
Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во.
4. Особенности древнеиндийской философии
Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видемому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное влззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля)
5.Специфика древнекитайской философии
В Китае процесс зарождения философии наз” эпохой борющихся царств”. Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют два взаимодополняющие начала(муж. и жен.). Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.
6. Античная философия:этапы развития, их особенности
начало 6 в до н.э.-6 век н. э.
I. с милецкой школы: (Фалес, Гераклит, Димоктрит) Главная идея-космоцентризм, пытались объяснить мир, первопричину)
II. рассвет (Платон, Аристотель). Создание классических философских систем
III.Упадок. Эллинизм. Период Римской республики
IV.Гибель(римской империи).
См. вопрос 7.
7. Становление античной философии
Характерная особенность др-грч. Ф. состоит прежде всего протипоставление фил. размышлений практической деятельности, в ее свеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии.Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока-Вавилоне, Иране, Египте. Многие гр. Ф-ы получили образование именно там . Основные школы: миленская:главный которой был Фалес.,он предполагал началом всего воду т.е. жидкость, текучесть. Гераклит(«книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал что началом всего был огонь, а все остальное –транформация огня. Пифогорейская школа: для пифагорейцев началом всего было число, которое понималось как начало образующее вещи. Филолай представитель пифогор-в.он соеденил 4 первых элемента: земля-куб, огонь-пирамида, вода-гексоэдр, воздух-актаэдр. Они пытались с пом.чисел описать весь мир. Эллейская школа (Левкипп и его ученик Димокрит) началом явл. атом т. е . неделимость. Постепенно в Ф возникает 2осн типа фил. мировоззрения-материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание фил. развития во все последующие времена. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления: диалектики и метафизики
8. Учения об идеях Платона
Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию.Тело человека-временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания:”зн-е-это вспоминание” того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других.
9. Антология Аристотеля
А. выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений:»оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, котрый относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, а. преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая хар-ка бытия. Он признает также нематериальную форму всех форм т.е. бога. Для объяснения того, что существует, А. принимал 4 причины:
-сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть(формальная причина)
-материя и подлежащее (субстрат)- то, из чего что-либо возникает (материальная причина)
-движущая причина, начало движения;
-целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется
Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия-форме-приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало-бога. Бог Аристотеля-«перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.