мировоззрение, знание

28. Основные характеристики научного познания

В научном познании главная роль принадлежит рациональному мышлению, которое взаимодействует с чувственным познанием. В научном познании выделяют такие формы:

Идея-отображает связи, закономерности действительности и направлена на ее превращение , а также соеденяет истинное знание про действительность и субъективную цель ее превращения (идея про материальность мира)

Проблема-отображает противоположность между знанием и действительностью или противоречия в самом познании. Развитие познания-это переходот постановки одних проблем до их решения, а потом постановки других проблем и их дальнейшего решения.

Гипотеза-форма научного познания истинность которой еще не доказана, с помощью Г. формируется  возможные варианты решения проблемы, после доказания гипотезы она превращается в научную теорию. На основе этих трех форм формируется научная концепция, которая обосновывает основную идею теории.

Теория- основа достоверных знаний , дает целостное представление о закономерностях и существенных хар-ках объкта. Имеет 2 функции: обьяснение и предусмотрение.

29. Методы научного познания

1)метод восхождение от абстрактного к конкретному.

2)метод моделирования и принцип системности состоит в тогм, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяют его моделью.

3)Наблюдение-целенаправленное восприятие предметов действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания

4)Эксперимент-это способ чувственно-действительной действительности, когда явления изучают с помощью специальных условий, которые обеспечивают переход в чистом виде тех процессов.

5)Анализ-расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения

6)синтез-противоположный анализу

7)индукция-метод, когда на основании об отдельном делается вывод об общем

8)дедукция-противоположный индукции

30. Философские понятия пространства и времени

Важнейшими формами бытия являются время и пространство.Сущ. 2 основные точки зрения на время и пространство:

1)субстанциональная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от ее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями.Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов.

2)реляционная. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.

Демокрит (античн): пространство оттождествляется с пустотой, считается абсолютным и вечным, его св-во изотопно, однородно. Галилей : время однородно и необратимо.Гегель пространство рассматривал как форму индивидуального сознания, как априорные формы чувственного созерцания.

31. Философское понятие движения

Д-е – в узком смысле-всякое изменение, в узком смысле- изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении  можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Дейтвительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относ-м) покое. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движутся превращаясь в другие и ни один вид не берется ни от куда.

32. Основные концепции развития

Развитие, также эволюция, генезис-закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; выявление , обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию. Развитие бывает экстенсивным, т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез), т.е. возникновением качественно новых форм. Также развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым только извне, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося. Кант развитие употребляет для объяснения космоса, Гердер-для объяснения истории культуры, Ламарк –специально для объяснения истории живых существ. В философии нем.  идеализма развитие означало саморазвертывание божественного  в мире, саморазвертывание живого в божественное.

33. Экзистенциональная философия

Экзистенциолизм-философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупным представителем был Альберт Камю (1913-1960 Франция). Экзистенциолисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет значение только его собственное существование и движение к небытию. Предмет экз Ф-бытие. Среди  всех способов бытия существования ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно-это страх. Страх-это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. Это страх перед смертью.

34. Философия всеединства Соловьева.

Один из выдающихся русских философоф(1853-1900). Из добра он выводит понятие бога. Любовь-это самопожертвование. Высшая форма любви-божественная. Человек ставший на этот путь –богочеловек. Через божественную любовь осуществляется соединение  с богом-всеединство. Центральная идея учения-идея положительного всеединства. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины добра и красоты. “Полное определение истины выражается в трех предметах: сущее, единое, все” Истина для него есть абсолютная ценность, принадлежащая самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Человечество посредник между природой и божеством.

35. Философия свободы Бердяева

Русский религиозный философ(1874-1948) Теоретической основой стал апреоризм Канта. Разрешение любой мировоззренческой проблемы следует выявить через противоположность духа и природы. Дух-субъкт, воплощающий в себе свободу, творчество. Природа-объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность. Бог есть дух.Также он рассматривает свободу как идею. Выделяет три вида свободы: иррациональную (неразумную), рациональную (исполнение морального долга), свобода проникнутая любовью к богу. Человеческая иррац. свобода коренится в ничто, из которого бог сотворил мир. Главную идею он заимствовал у Якова Бене. Из божественного ничто рождается Святая Тройца-бог творец=> сотворение мира богом творцом есть вторичный акт. Т.о. приходит в выводу, что и бог и свобода выступают из “ингрун” (первичного хаоса)Коль свобода богом не создается, а рождается из хаоса, то бог не несет ответственность за то, что он не создавал=> если человек выберет зло, то бог –отец не отвечает. Свобода первична по отношению к добру и злу. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия. Это возникает из-за гордыни духа, из-за желания, что приводит к распаду в сфере бытия и к рабству вместо свободы.

36.Философские идеи Фихте (1762-1814)

Исходный пункт философской системы представляет собой «Я»-это непростой субъект, так как субъект может существовать только в соотношении  с объектом, это «я» носит абсолютнюй характер, оно ничем не ограничено. Более того, «я» это не факт, не нечто, которое действует, а само это действие-это не бытие, а действие. Первый акт «абсолютного Я», полагание самого себя. Его второй акт заключается в полагании «Не-Я».

Но «не-я» как объект положен в «Я», так как «Я» абсолютное представляет собой всю реальность. Внутри «Я»абсолютного противопоставлены «Я»-эмпирическое/т.е. человек/и «Не-Я»/реальность, то есть субъект и объект. Человеческому «Я» противостоят реальные вещи, «не-я». Процесс построения системы  категорий и теории научного знания происходит диалектическим путем, именно полагания-тезиса, противополагания-антитезисом и их синтеза.

Страница 4 из 512345