Современные теории личности

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подхо­дов и теорий личности.

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие лич­ность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. В = F(P,E),

где В—поведение; F- -знак функциональной зависимости; Р— внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е— социальное окружение, то психодинамические теории в их символи­ческом представлении будут выглядеть следующим образом:

В = F (Р).

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

B=F(E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении ак­туальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

В = F (Р, Е).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным, относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теорети­ческие обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы поня­тий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, из­менение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Как уже говорилось, Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структур­но-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описываю­щих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследова­ния, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Второй способ оценки черт личности предполагает использо­вание факторного анализа — сложного метода современной статис­тики, позволяющего свести к необходимому и достаточному миниму­му множество различных показателей и оценок личности, получен­ных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений лю­дей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анали­зу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Поль­зуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необхо­димости и достаточности выявленного набора личностных черт так­же оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне доста­точно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практи­чески невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распростра­нение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описы­вающих человека как личность в поведенческих терминах. Основ­ная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведе­ние человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следо­вательно, его развития как личности — это научение условнореф-лекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его соб­ственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, иден­тичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является кон­цепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Соглас­но этой концепции личностные факторы, которые совместно с си­туацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп: 1. Способности человека, т. е. то, что он в состоянии самостоя­тельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке. 2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки чело­веком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в дан­ной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т. е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к ут­верждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Ока­завшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают дей­ствовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Теория личности 3. Фрейда и концепции неофрейдистов неод­нократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной лите­ратуре.