от Др. Руси до II Мировой Войны

1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби

Формационная теория:

3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист.) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии:

1.   переход от присв. пр-ва к производящ.

2.   отделение ремесла от с\х

3.   начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с

4.   появл-е письм-ти

5.   появл-е моногамной семьи

6.   формиров-е предпосылок обр-я г-ва

обозначается прим-но 5 тыс л.н.

Осн- критерии для выдел-я цив-ции:

1.   спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я)

2.   социально-классовая структура об-ва.

Недостатки:

1.   не выражен личностный аспект в историч. Процессе

2.   не все страны подходят под эту теорию

3.   всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен

4.   абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т.к. смена обществ.-эк. формаций происходит путем рев-ции

Достоинства:

1.   хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века

2.   хорошо выражены отношения классов

2. б) цивилизационный подход

Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития.

1 путь для России: возврат к авторит системе

2 путь: объединение народа и г-ва

3 путь: исчезновение русской цив-ции.

Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин.

Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:

1.примитивное об-во

2.цивилизация

Примитивные об-ва:

  • короткий срок существования
  • небольшая территория и небольшое колво насел-я
  • существуют в стационарном состоянии
  • характерно сходство обычаев и традиций
  • небольшое разделение труда
  • примитивные языческие верования
  • отсутствие классов и г-ва.

Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки:

  • обширная терр-рия
  • имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ
  • большое кол-во людей
  • находятся в постоянном развитии
  • большое разделение труда
  • наличие мировой религии
  • наличие гос-ва и классов

Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет.

Критерии выделения цив-ции:

1.   природная среда обитания

2.   система ведения хоз-ва

3.   соц орг-ция

4.   религия и духовн ценности

5.   полит индивидуальность

Классификация цив-ций:

1.   Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др.

2.   Цив-ции-спутники: Тибетская

3.   Неразвившиеся

4.   Застывшие: Спартанская, Эскимосская.

Этапы развития:

1.   генезиса и роста

2.   расцвет

3.   надлом

4.   разложение

Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов.

Причины исчезновения:

1.   неверный ответ на вызов

2.   творческое меньшинство идет на поводу общества

3.   творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа.

Позитивные моменты цив подхода:

1.   ц.п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии

2.   открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы

3.   позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва

4.   учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва

недостатки:

1.   расплывчатость выделения критериев

2.   трудно определить ментальность и дух развития чел-ка

Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву.

3. Типы общественного развития. (типы чел об-в)

Признаки выделения типов чел. Об-в.

1.   общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития

2.   взаимопереплетение культур

3.   наличие сферы общих интересов и общих задач с т.з. перспектив развития

1.Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири).   Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение.

Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни.

Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций.

Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа:

1.   глубокое знание законов природы

2.   нет разрушения природы и среды обитания

2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно.

Экономич. Структура:

1.   основу эк жизни сост аграрный тип развития

2.   господтво нат хоз-ва

3.   общинный коллект труд (формы ч/с не выражены)

4.   гос-во явл верховным собственником всех земель

Полит структура:

1.   характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в

2.   личный интерес был подчинен обществ интересу

3.   управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны

4.   обезличенность госуд машины

соц структура:

1.   строгая иерархия слоев

2.   существуют только вертикальные связи

Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка.

3.Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции)

Суть: быстрое поступательное развитие.

Экономич структура:

1.   ярко выражен изначально индустр тип

2.   интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х

Политич структура:

1.   рано появляется новая форма гос власти в виде демократии

2.   разумное сочетание личных и обществ интересов

3.   наличие развитых, независимых от власти горизонт связей

Соц-классовая структура:

1.   множество прослоек

2.   возможен переход от одной соц группы к другой

Дух жизнь и ментальность:

1.   эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами

2.   антропоцентрический хар-р культуры и ментальности

3.   инновационный хар-р мышления

4.   духовная свобода человека

Противоречия:

1.   высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во

2.   возведение европ ценностей в абсолют

3.   научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей

4.   постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления

радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам

4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования

1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности

2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт

3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира.

Исходные позиции для анализа Русск цив-ции:

1.   Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью

2.   Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития

Осн факторы становления Р цив-ции

1.   природно-географич и климатич

2.   этнич фактор

3.   духовный фактор

Этапы развития:

1.   Доисторический (2 тыс лет до н.э. - 9 в)

2.   Киевская Русь 9-13 вв

3.   Московская Русь 14-17 вв

4.   Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г

5.   Демократич правовая Россия 1985 - ????

6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1.     Норманская ( о завоевании Руси варягами)

2.     Антинорманская

3.     Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

1.     Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2.     дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т

3.     1-е киевск князья были варягами

4.     в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

1.   термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан

2.   рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3.   у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1.   единая терр-рия

2.   наличие чиновнич апп-та

3.   армия

4.   наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.

Причины оформления гос-ти у В сл-н:

1.     усложнение эк жизни

2.     отделение ремесла от с/х

3.     выделение воен сословия

4.     появление эк нерав-ва

Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:

1.   варяги - хорошие воины

2.   у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва

3.   нейтральная фигура

7. Соц-полит и эк развитие К.Р. в к 10 — нач. 12 вв

Почему этот период называют периодом расцвета?:

1.   была упорядочена система управления страной, т.е. оформлена полит структура К.Р.

2.   формируются эк связи в гос-ве

3.   была создана законодат база г-ва

4.   была упорядочена соц структура об-ва

5.   была сформирована единая нац идея (христианство)

Полит структура:

КР представляла из себя военно-феод монархию: власть становится наследуемой, привилигиров сословие - военно-служилаю знать, кот за службу получает земли, населенные кр-ми, т.е. начинают формироваться феод. Отн-я. Киевск князь явл главой всех ветвей власти. Власть наследуется по родовому принципу. При князе существует боярская дума - это совещат орган, кот состоял в основном из старшей дружины княза.  Дружина состояла из 2 частей: Старшая дружина (более опытные, кто за службу получал земли с правом наследования, впоследствии - бояре), младшая дружина, жила при князе, и князь делился с ней доходами, отдавая 1/3. На этом этапе ликвидируется институт местного княжения и на местах сидят наместники князя.Формируется чин апп-т. Вместе с тем власть князя была не так сильна, т.к. 1. Были усобицы за престол м/д родственниками

2.     боярская дума имела право вето на решение князя.

3.     старшая дружина была самостоятельной, имела свои земли, свою дружину, ....

Законодат основой КР явл «РП», основопол-ком кот-й явл Ярослав Мудрый.

Экономика КР:

1.   Основу эк жизни КР сост с/х

2.   КР активно занимается внешн торговлей

3.   продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота, рыбалка, собир-во, борт-во)

4.   получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты, т.к. военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен-торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен.

Соц структура:

В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я:

1.   люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки)

2.   люди (свободные жены городск или сельской общины)

3.   черные люди (полностью зависимые, полузавис)

На этом этапе происходит крещение Руси....

8. Крещение Руси (причины, ход, последствия)

Причины:

1.   Византия, как и КР, занимала серединное положение между В и З

2.   Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос власти, Виз церковь всегда стояла за единое г-во

3.   многие русские были знакомы с этой религией

4.   неудача языческой реформы

Последствия:

1.   Объединение славянских земель на единой духовн основе

2.   приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям вообще

3.   рост междунар авторитета КР

4.   гуманизация нравств отнош-й

5.   влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х пр-ва)

6.   толчок развития культуры

7.   появление каменной архитектуры

8.   интенсивно развивается ИЗО

9.   литерат традиции (появл письменности)

10. и др.

Негатив:

1.   оформление культа власти

2.   рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент гос-ва

3.   мистич восприятие хр-ва

9. Феодальная раздр-ть и т-м протекторат на Руси

Причины феод раздр-ти:

1.   Увеличение значимости вотчинного землевладения

2.   недостатки родового принципа наследования престола

3.   ослабление полит и эконом роли Киева

4.   поводом феод раздр-ти явился Любечский съезд. Он изменил принцип наследования престола и ввел принцип от отца к сыновьям.

15 крупных самост княж-в получили название земель. Только 2 кн-ва не были переданы никому в насл-во: кивевкс и новгор.

Почему не раздробилось Киевское кн-во?:

1.   формально киевск князь считался великим князем

2.   на киевск престол могли претендовать все самые сильные князья

Феод раздр-ть - это закономерный этап в развитии об-ва, кот прошли все страны. Поэтому однозначно оценивать фр нельзя:

Позитив:

1.   Интенсивное развитие регионов, власть больше приблизилась к народу

2.   феод усобицы стали реже

3.   интенсивное соверш-е эк-ки, а именно с/х пр-во, переход на 2-3 польную систему,

4.   интенсивное изнотовл-е мет о/т, развитие городов.

К концу 13 в в ККн насчитывалось около 300 городов. Происходит превращение городов в центры ремесла и торговли, создаются купеч корпорации, развивается система мсу.

5.     феод отн-я вступают в свой зрелый этап

Негатив:

1.   многие русск земли попадают в зав-ть от других народов

Этапы и формы зав-ти от т-м:

Прямого полит правления на Руси т-м не ввели, но выдавали князьям ярлыки на княжение. Ярлыки были двух видов: золотой и простой. Золотой с правом передачи власти по наследству. Т-м использовали методику разделяя властвуй. Русск земли должны были платить ЗО выход.

К 1236 году монг империя представляла собой огромную империю.

Этапы ТМП:

1 этап: - 1237-1327 гг - самый тяжелый и разрушительный этап. До 1257 года дань не была фиксированной. С 1257 размер дани стал фиксиров. Эту дань собирали уже не откупщики, а баскаки.

II этап - 1327-1380 был ликвидирован институт баскачества. Моск князьям было предоставлено право самим собирать дань с земель и везти в Орду, как следствие прекратились набеги. На этом этапе ослабевает как экон так и полит влияние Орды на русск земли. Ярлык на великое княж-во во Влад-Сузд земле закрепился за Моск князьями и передавался по наследству. На этом этапе был разбит миф о непобедимости монголов.

III этап: - 1380-1480 - на этом этапе власть ЗО была номинальной. ЗО уже не выдавала ярлыки, дань выплачивалась нерегулярно.

11.11.1480 - конец стояния на Угре.

Негативные последствия мтп:

1.   ослабление русск княжеств

2.   на длит время русск земли оторвались от визант и з-е цив-ций

3.   происходит разрушение и замирание хоз жизни

4.   тмп оказал влияние на ментальность человека

Позитив:

1.   Гумилев отмечает, что в ходе тмп прошло взаимовлияние культуры разных народов, поэтому народы друг друга обогатили

2.   положит была регенерация русск этноса

3.   подчинение чужой воле порождало доп мотивы к объединению

10. Предпосылки и этапы объединительного процесса. Причины возвышения Москвы

Предпосылки объединения земель:

1.   эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами

2.   формирование на местах опыта управления и создания структур управления

3.   мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов.

4.   народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели стабильности; за объединение выступала церковь

5.   сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях.

Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)

Причины возвышения Москвы:

1.   выгодное географич полож-е:

а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг

б. Удобные водные пути

в. Моск кн-во занимало центр полож-е

2. Умелая политика моск князей

а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель

б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я в эти р-ны

в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО

г. введение института наследования престола от отца к сыну

3.     Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра была перенесена в М)

4.     отсутствие сильных врагов

5.     нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М.

Этапы объединения:

I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый (1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в полит, эконом, духовн аспектах, а именно:

1.     за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км

2.     благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли

3.     были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники (Тверь, Новгород, Рязань)

4.     М становится центром русского православия

5.     ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми

6.     на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв

7.     именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м

II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась подписать унию.

III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит незав-ти и юрид оформл-е институтов  гос. власти

Страница 1 из 512345