8. Понятие и особенности предпринимательских правоотношений

Правоотношения каждой отрасли права имеют свои субъекты, специфические объекты, а также выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и юридические обязанности.

Предпринимательские правоотношения представляют собой форму существования предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения - урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Виды предпринимательских правоотношений:

1) отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности;

2) непосредственно предпринимательская деятельность, в ходе которой достигается получение прибыли,

3) государственное регулирование предпринимательства.

Содержание предпринимательских правоотношений составляют

1) субъекты правоотношений;

2) объект правоотношений;

3) субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Права и обязанности - меры возможного или должного поведения.

Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями - их субъектный состав.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические лица, а также граждане без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ) В предпринимательских отношениях за основу берется понятие «хозяйствующий субъект». Хозяйствующий субъект - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель». Так, некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте. Объект предпринимательских правоотношений - то, на что направлены предпринимательские права и обязанности субъектов правоотношений. Объекты предпринимательских правоотношений:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество;

2) действия субъектов;

3) собственная деятельность субъекта предпринимательского права;

4) нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат:

1) юридические факты - предусмотренные нормами российского предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей;

2) действия - осознанные акты граждан, которые направлены на возникновение правоотношения.

Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются на:

1) правомерные акты, не противоречащие нормам права:

А) предписания;

Б) соглашения (договоры);

В) разрешения;

Г) акты одностороннего характера;

2) неправомерные, нарушающие нормы права.

События - независимые от воли и сознания граждан изменения окружающей действительности (пожар, наводнение, стихийные бедствия и т. д.).