Правоотношения каждой отрасли права имеют свои субъекты, специфические объекты, а также выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и юридические обязанности.
Предпринимательские правоотношения представляют собой форму существования предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения - урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Виды предпринимательских правоотношений:
1) отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности;
2) непосредственно предпринимательская деятельность, в ходе которой достигается получение прибыли,
3) государственное регулирование предпринимательства.
Содержание предпринимательских правоотношений составляют
1) субъекты правоотношений;
2) объект правоотношений;
3) субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.
Права и обязанности - меры возможного или должного поведения.
Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями - их субъектный состав.
Предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические лица, а также граждане без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ) В предпринимательских отношениях за основу берется понятие «хозяйствующий субъект». Хозяйствующий субъект - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель». Так, некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте. Объект предпринимательских правоотношений - то, на что направлены предпринимательские права и обязанности субъектов правоотношений. Объекты предпринимательских правоотношений:
1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество;
2) действия субъектов;
3) собственная деятельность субъекта предпринимательского права;
4) нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).
Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат:
1) юридические факты - предусмотренные нормами российского предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей;
2) действия - осознанные акты граждан, которые направлены на возникновение правоотношения.
Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются на:
1) правомерные акты, не противоречащие нормам права:
А) предписания;
Б) соглашения (договоры);
В) разрешения;
Г) акты одностороннего характера;
2) неправомерные, нарушающие нормы права.
События - независимые от воли и сознания граждан изменения окружающей действительности (пожар, наводнение, стихийные бедствия и т. д.).