Шпаргалка по предпринимательскому праву

82. Налогообложение предпринимательской деятельности

Налогообложению предпринимательской деятельности подлежат:

1) добыча полезных ископаемых;

2) сельскохозяйственная товаропроизводительность (единый сельскохозяйственный налог);

3) временный доход для отдельных видов деятельности;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) налог на имущество организаций.

Налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых - физические лица и организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Организации - это юридические лица, а также иностранные юридические лица, компании и корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью. Физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется с общим режимом налогообложения. Возврат к общему режиму налогообложения или переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются: индивидуальные предпринимали и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.

Налогоплательщиками с упрощенной системой налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Не вправе применять упрощенную систему:

1) банки;

2) страховщики;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) инвестиционные фонды;

5) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

6) ломбарды.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Размер вмененного дохода за квартал, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрацией.

Налогоплательщики транспортного налога - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Объектами налогообложения признаются автобусы, автомобили, мотоциклы и другие водные и воздушные средства. Налоговая база по транспортному налогу представляет стоимостную и физическую характеристику объекта налогообложения.

Объекты налога на игорный бизнес: игровой автомат, игровой стол, касса букмекерской конторы. Налогоплательщиками могут быть организации и юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются иностранные организации, российские организации. Объектами являются операции по реализации товаров, доход, прибыль, имущество.

Для субъектов малого предпринимательства установлены следующие системы налогообложения:

1) общий режим налогообложения, общеустановленный для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

2) специальные налоговые режимы (упрощенная система и система налогообложения для отдельных видов деятельности).

83. Государственный контроль за соблюдением правил предпринимательской деятельности

За соблюдением предпринимателями правил предпринимательской деятельности осуществляется контроль, который представляет собой проведение проверки выполнения предпринимателем при осуществлении в своей деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам.

При осуществлении мероприятий по контролю должностные лица органов контроля осуществляют необходимые исследования, экспертизы, оформляют проверки и принимают меры по результатам мероприятий.

Контроль за соблюдением правил предпринимательской деятельности является одним из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Видами контроля являются:

1) в зависимости от объема проверяемой деятельности:

А) общий контроль;

Б) специальный контроль;

2) в зависимости от стадии контроля и цели проверки:

А) предварительный;

Б) текущий;

В) последующий;

3) в зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера полномочий контролирующих органов различают контроль:

А) Президента РФ;

Б) органов законодательной (представительной) власти;

В) органов исполнительной власти;

Г) органов судебной власти;

4) налоговый;

5) валютный;

6) бюджетный;

7) банковский и страховой надзор;

8) транспортный;

9) государственный, осуществляемый администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;

10) государственный, осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

11) таможенный;

12) иммиграционный;

13) лицензионный,

14) безопасности при использовании атомной энергии;

15) за обеспечением защиты государственной тайны;

16) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Государственной границы РФ;

17) объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;

18) оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;

19) государственный метрологический.

При проведении контроля устанавливаются:

1) порядок проведения мероприятий по контролю;

2) права предпринимателей, меры по защите их прав и законных интересов;

3) обязанности органов контроля и их должностных лиц при осуществлении контроля.

Разновидностью контроля является надзор (общий и административный), отличие которого от контроля состоит в том, что:

1) надзор применяется в отношении организационно неподчиненных объектов, а контроль в отношении организационно подчиненных и иногда в отношении неподчиненных объектов;

2) при контроле применяются меры дисциплинарного воздействия, а при административном надзоре меры административного воздействия;

3) органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности, а органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил.

84. Лицензирование отдельных видов деятельности по российскому законодательству

Лицензирование - это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Лицензирование, с одной стороны, обеспечивает защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служит препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя получение лицензии. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензированию подлежат такие виды деятельности, как: разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники; разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой; переработка нефти, газа и продуктов их переработки; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; космическая деятельность; медицинская деятельность и др. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляют федеральные министерства или федеральные агентства по решению Правительства РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление и возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий (в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии); ведение реестра лицензий; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере трехсот и ста рублей соответственно. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Однако срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

85. Правовое регулирование запрета монополистической деятельности и деятельности, направленной на ограничение недобросовестной конкуренции

Монополистической деятельностью являются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Субъекты монополистической деятельности - предприниматели, финансовые организации.

Выделяют такие виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства, как:

1) индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, которое делится на:

А) договорные, состоящие в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор только на выгодных для него условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности,

Б) односторонние (недоговорные) злоупотребления, которые связаны непосредственно с заключением договоров и носят односторонний характер;

2) соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию, (между конкурирующими субъектами предпринимательства) и соглашения (между неконкурирующими субъектами предпринимательства), а также письменные соглашения (договоры), устные соглашения и договоренности, согласованные фактические действия субъектов предпринимательства по координации предпринимательской деятельности. Недобросовестной конкуренцией являются действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности и противоречат законодательству, обычаям делового оборота и так далее, а также могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть субъекты предпринимательства, но не могут быть ими признаны органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Недобросовестной конкуренцией являются:

1) паразитирование - смешение между деятельностью конкурентов в виде продажи, обмена товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

2) дискредитация конкурента и его деятельности - получение эффекта в соперничестве между конкурентами за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями;

3) дезорганизация деятельности конкурента - получение, использование, разглашение коммерческой и служебной тайны и охраняемой законом тайны;

4) введение покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении предлагаемых им товаров, работ, услуг относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

5) демпинг - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.

86. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей

Защита прав и интересов предпринимателей - совокупность нормативно установленных мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации этих мер.

Право на защиту включает меры:

1) материально-правового характера: право на самозащиту; право на использование мер оперативного воздействия; право на обращение к компетентным государственным органам с требованием применения мер государственно-принудительного характера;

2) процессуального характера: право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров и конфликтов; реализацию материально-правовой возможности обращения к компетентным органам по защите своих нарушенных прав и интересов.

Правовая охрана прав и интересов предпринимателя - совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого права или интереса и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей опирается на конституционные гарантии, такие как право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, право на судебную защиту, компенсацию причиненного ущерба, возмещение государством вреда, гарантии от недобросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т. д.

Способы защиты прав - закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

ГК РФ устанавливает способы защиты гражданских прав, которые распространяются на сферу предпринимательской деятельности (например, возмещение убытков и взыскание неустойки).

Формы защиты прав и интересов предпринимателей:

1) судебная форма защиты - деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются: Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции;

2) внесудебная форма защиты прав и интересов предпринимателей. К ней следует отнести:

А) нотариальную защиту;

Б) третейское разбирательство;

В) досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

87. Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности

Споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, относятся к категории экономических споров и подведомственны арбитражным судам. Отличительными чертами споров, вытекающих из предпринимательской деятельности, являются:

1) черты возникающие в сфере предпринимательской деятельности;

2) вопросы, которые они затрагивают, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве работ, товаров и услуг;

3) имеющие имущественные последствия.

Самыми распространенными категориями споров, вытекающих из предпринимательской деятельности, рассматриваемыми арбитражными судами, являются следующие:

1) споры вытекающие из договорных отношений. Разногласия при заключении договоров рассматриваются арбитражным судом в случаях:

А) если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение арбитражного суда;

Б) если заключение договора предусмотрено законом, т. е. если заключение договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон.

К компетенции арбитражных судов относится также рассмотрение споров об изменении условий или о расторжении договоров;

2) споры о защите права собственности. Способом защиты права собственности является признание права собственности путем обращения в арбитражный суд. Возможность воспользоваться таким способом защиты своего права предоставляется не только собственнику, но и иному законному владельцу имущества. Причем законный владелец имущества имеет право на защиту его владения также против собственника.

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и в том случае, когда основания передачи имущества новому владельцу не были им оспорены в судебном порядке.

Арбитражному суду подведомственны также экономические споры о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения;

3) споры, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации. К подведомственности арбитражного суда относятся дела по спорам, связанным с защитой деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующее законодательство предусматривает определенную процедуру обращения заинтересованных лиц с требованием об опровержении сведений, порочащих их деловую репутацию. Однако в нем не указано, что эта процедура является обязательным досудебным порядком разрешения спора. Предприниматель, в отношении которого распространены сведения, не соответствующие действительности, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры: о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, т. е. имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан и др.

88. Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности

Органами, разрешающими Споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, являются арбитражные и третейские суды, которые разрешают дела в соответствии с правилами подведомственности и подсудности. Третейские суды не являются государственными органами и рассматривают возникшие споры, только если между сторонами имеется специальное третейское соглашение, которое может представлять собой отдельный акт или внесение третейской надписи в текст самого договора. Любое решение, регламентирующее передачу спора на рассмотрения в третейский суд, должно быть закреплено в письменной форме. На территории России существуют постоянно действующие суды третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ, одноименные третейские суды при региональных торговых палатах, суды при Союзе юристов, а также специализированные суды и временные, которые создаются сторонами для решения конкретного спора. Стороны, заключавшие между собой третейское соглашение, несут обязанности исполнять решения суда. Возбуждение производства в третейском суде начинается с подачи искового заявления.

Арбитражные суды - государственные суды, разрешающие подведомственные ему дела по существу, решения которых обязательны для исполнения. Система арбитражных судов:

1) арбитражный суд субъекта РФ;

2) федеральный арбитражный суд округа;

3) Высший Арбитражный Суд РФ.

Задачей арбитражного суда является защита нарушенных и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность Стороны, которые принимают участие в арбитражном судопроизводстве, обладают одинаковыми правами в ходе процесса.

Дела в арбитражном суде рассматриваются в открытом судебном заседании. В субъектный состав дела арбитражного суда входят: юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридическое лицо определяется как организация, которая имеет в собственности имущество и может от своего имени осуществлять личные имущественные и неимущественные права. Предпринимателем является лицо, осуществляющее деятельность без образования юридического лица Лицами, участвующими в арбитражном суде могут быть организации, учреждения и граждане. Обращение в арбитражный суд может осуществляться в форме искового заявления, заявления, жалобы. Непосредственность судебного разбирательства предполагает исследование арбитражным судом всех доказательств по делу.

При завершении дела по существу арбитражный суд выясняет у участвующих в деле лиц, нет ли у них дополнительных материалов. При их отсутствии исследование дела завершается, и суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Случаи вторичного обращения в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускаются.

Арбитражные суды решают экономические споры в порядке общего судопроизводства, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельности.

89. Несостоятельность (банкротство) юридического лица — предпринимателя

Банкротство - одно из оснований ликвидации юридического лица. По решению суда юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, кроме казенного предприятия, а также юридическое лицо, которое действует в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может быть признано банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов.

Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), так как при недостатке имущества предприятия по обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества (РФ, субъект РФ или муниципальное образование).

К признакам несостоятельности (банкротства) юридического лица относятся:

1) неспособность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам;

2) неспособность исполнения обязанности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет и государственные внебюджетные фонды) ;

3) обязательства и (или) обязанность не исполнены юридическим лицом в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Юридическое лицо совместно с кредиторами может подать решение об объявлении своего банкротства и о добровольной ликвидации.

Если после принятия решения о ликвидации юридического лица обнаружен недостаток стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подается собственником имущества должника, учредителем (участником) должника или руководителем должника после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, которые работают по трудовому договору, контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица,

4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) расчеты с другими кредиторами.

К неплатежеспособному юридическому лицу применяются процедуры несостоятельности (банкротства) и комплекс мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности юридического лица.

При применении процедур банкротства:

1) все дела должника передаются введение специально назначаемого лица (арбитражного управляющего) ;

2) активы юридического лица объединяются в единое целое;

3) формируется собрание кредиторов;

4) прекращается индивидуальное удовлетворение требований кредиторов;

5) всем кредиторам предоставляется равные условия удовлетворения их требований в соответствии с установленными законом очередностью и принципами.

90. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель по решению суда признается несостоятельным (банкротом), если он не способен удовлетворить связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности требования кредиторов. С момента вынесения этого решения регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано самим должником, кредитором по любым обязательствам, кроме обязательств из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов, личных обязательств, а также уполномоченным органом, если у него в наличии задолженность не менее установленной суммы и она просуществовала более трех месяцев. Признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) в соответствии с ГК РФ может быть как по решению суда, так и в результате объявления о своем банкротстве во внесудебном порядке самим должником.

При признании индивидуального предпринимателя банкротом требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов;

2) расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, которые работают по трудовому договору, контракту, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;

4) Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) в соответствии с законом расчеты с другими кредиторами.

В процессе банкротства индивидуального предпринимателя не применяются такие процедуры несостоятельности, как наблюдение и внешнее управление.

Для недопущения злоупотреблений на имущество предпринимателя налагается арест, который может повлечь прекращение предпринимательской деятельности.

Суд может принять решение:

1) об отсутствии признаков банкротства и прекращении производства;

2) о наличии признаков банкротства с последующим признанием должника банкротом и об открытии конкурсного производства,

3) о соответствии закону условий заключенного мирового соглашения.

С момента вынесения решения о признании банкротом предприниматель в течение года не может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

После расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель - банкрот освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, а также иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Но сохраняются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и иные требования личного характера.

Страница 10 из 10« Первая...678910