Шпаргалка по предпринимательскому праву

28. Облигация как вид ценных бумаг

Облигация - ценная бумага, дающая право ее держателю в предусмотренный ею срок получать фиксированный доход, равный ее номинальной стоимости, и зафиксированный в ней процент от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента от эмитента облигации (лица выпустившего облигацию), но не предоставляющая права голоса при решении вопросов функционирования выпустившего его предприятия.

Доходами по облигации являются фиксированные проценты.

Облигации могут быть выпущены как государством, так и юридическими лицами. В зависимости от этого Различаются облигации:

1) государственные;

2) муниципальные;

3) частных лиц (корпоративные облигации).

Виды государственных облигаций:

1) краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо;

2) долгосрочные облигации, выпускаемые в документарной форме с купонным приложением;

3) облигации внутреннего государственного валютного займа, которыми была оформлена задолженность государства перед юридическими лицами, образовавшаяся в результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР (ВЭБ). Облигации выпущены в документарной форме с купонным приложением, являющимся неотъемлемой частью облигации;

4) облигации государственного сберегательного займа, выпускаемые в документарной форме и представляющие собой ценные бумаги на предъявителя.

Муниципальные облигации (облигации муниципальных займов) не являются государственными ценными бумагами, поскольку выпускаются субъектами РФ и административно-территориальными образованиями РФ

Облигация эмитируется (выпускается) на ограниченный период времени. Периодическая выплата дохода по облигации производится в виде процента, который определяется от ее номинальной цены. В отличие от привилегированной акции облигация гарантирует ее держателю право на получение определенной суммы процентов по облигациям в установленный срок. В случае отказа в выплат процентов юридическое лицо, выпустившее облигации, может быть объявлено неплатежеспособным и признано несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном законом. Доход по облигациям обычно называют платежами по купонам. Выплата процента по облигации производится, как правило, на основании купона. Купон - отрывной талон с напечатанной на нем процентной ставкой. Число купонов равно числу выплат процентов до погашения облигации. Факт выплаты этого дохода отмечается изъятием или погашением купона из прилагаемого к облигации купонного листа.

Виды облигаций:

1) именные и предъявительские;

2) процентные и беспроцентные,

3) свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения.

Облигации, выпускаемые акционерным обществом, могут быть:

1) конвертируемыми;

2) обычными.

Конвертируемые облигации могут обмениваться на определенных условиях на привилегированные или обыкновенные акции этого общества. Обычные облигации не наделяют их владельца подобным правом.

29. Вексель как платежный документ

Вексель - составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое (денежное) обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать от должника уплаты обозначенной суммы. В современных условиях вексель - один из важнейших инструментов расчетов и кредитования, используемых в международной торговле. Основным нормативным актом, регулирующим вексельное обращение в Российской Федерации, является Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ. Векселя подразделяются на:

1) простые;

2) переводные;

3) именные;

4) ордерные.

Простой вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю или тому, кого он назовет (по его приказу). Переводной вексель (тратта) - письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю (ремитенту) или по его приказу третьему лицу.

Для переводного векселя предусмотрена процедура акцепта, которая может быть определена как принятие плательщиком на себя обязанности оплатить указанную в векселе сумму. Акцепт совершается в виде соответствующей надписи «Акцептовано» с подписью акцептанта на лицевой стороне векселя. В любом случае векселедатель отвечает за акцепт и за платеж. Это значит, что в случае отказа в акцепте плательщика по векселю, к векселедателю может быть предъявлено требование оплатить сумму, указанную в векселе. Именной вексель - это вексель, выданный с указанием «По приказу» или другим равнозначным выражением. Такой вексель может передаваться с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии (уступки права требования). Любой вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе (т. е. о возможности его индоссировать), будет являться ордерным и может передаваться посредством индоссамента (передаточной надписи), совершаемого последним векселедержателем на оборотной стороне векселя или на добавочном листе (аллонже). Лицо, которому передан вексель по индоссаменту, может в свою очередь передать его в том же порядке любому другому лицу. Векселедержатель в переводном векселе может определяться в результате многих передаточных подписей.

Виды векселя:

1) коммерческий, выдаваемый заемщиком под залог товара,

2) банковский. Это тратта, выставляемая банками данной страны на своих заграничных корреспондентов (иностранные банки) ;

3) казначейские. К ним относятся векселя, выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Продажа казначейских векселей производится дисконтом к номинальной стоимости. Дисконт – учетный процент, взимаемый банками при учете векселей. Вексель может служить как средством платежа, так и средством кредитования.

30. Чеки и их правовое регулирование

Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодатель - это лицо, выписавшее чек. Чекодержатель - это лицо, являющееся владельцем (держателем) выписанного чека. Плательщик по чеку - банк, получивший лицензию на совершение банковских операций и производящий платеж по предъявленному чеку. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Главное назначение чека - быть инструментом распоряжения средствами, находящимися на расчетном счете, средством безналичных расчетов. Условия и порядок использования чеков регулируются ГК РФ, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Классификация чеков:

1) именные;

2) ордерные;

3) на предъявителя.

Предъявительский чек выписывается на предъявителя, его передача осуществляется простым вручением. Именной, выписываемый на определенное лицо, не подлежит передаче. Ордерный чек - выписывается в пользу определенного лица или по его приказу, т. е. чекодержатель может передавать его новому владельцу с помощью индоссамента (передаточной надписи на обороте, удостоверяющей переход прав по этому документу другому лицу). Чек должен быть предъявлен к оплате в установленный срок с момента выдачи и оплачивается по предъявлении. Отказ плательщика от оплаты чека удостоверяется особыми способами, в том числе путем совершения нотариусом протеста либо составления равнозначного акта в установленном законом порядке. Бланки чеков имеют единый образец для всех банков, предприятий и организаций. Перед выдачей чеков банки обязаны заполнить следующие реквизиты, без которых чек считается недействительным:

1) наименование головного банка и его местонахождение в верхней части чека;

2) номер банковского учреждения, который ему присвоен в системе расчетно-кассовых центров Банка России;

3) на оборотной стороне чека должен указываться лимит, в пределах которого может выписываться чек.

Чтобы получить чеки, предприятие представляет в банк заявление установленной формы, подписанное лицами, имеющими право совершать расчетные операции.

Предприятие-чекодержатель, принимающее чек, должно убедиться в правильности заполнения чека, а именно в том, что сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке; номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке; подпись чекодателя, проставленная в чеке в момент его заполнениями подпись в чековой карточке идентичны.

Чеки, принятые чекодержателем, группируются в реестры стандартной формы и сдаются в свой банк не позднее десяти дней, не считая дня выдачи. Чеки, предъявленные в банк после истечения этого срока, становятся недействительными.

31. Переход прав по ценной бумаге

Передача ценной бумаги предполагает переход к новому обладателю всех удостоверенных ею прав. Это означает:

1) тесную и неразрывную зависимость между самой ценной бумагой (правом на бумагу) и правом, содержащимся в ней (правом из бумаги);

2) невозможность частичной передачи удостоверенных ценной бумагой прав.

Особенность ценной бумаги заключается в том, что только она закрепляет определенные (имущественные) права, осуществление или передача которых возможны только при ее предъявлении, поэтому передать закрепленное ценной бумагой право невозможно без передачи самой ценной бумаги. Передача прав по ценной бумаге на предъявителя другому лицу производится путем вручения этому лицу ценной бумаги, с передачей которой переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Все права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Уступка требования представляет собой замену кредитора (лица, имеющего право требовать исполнения обязательства) в обязательстве путем заключения соответствующего соглашения между прежним и новым кредиторами. Договор уступки требования называется договором цессии, а стороны договора - цедентом (прежний кредитор) и цессионарием (новый кредитор). Уступка требования оформляется в определенном законодательством порядке. Лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.

Право на именную ценную бумагу переходит к приобретателю с момента нанесения приходной записи по лицевому счету приобретателя в системе ведения реестра.

Переход прав, удостоверенных ордерной ценной бумагой, осуществляется путем совершения на этой бумаге передаточной надписи - индоссамента. В этом случае в отличие от передачи прав по именной ценной бумаге индоссант, т. е. лицо, осуществившее передачу ценной бумаги, отвечает перед индоссатом - лицом, которому передана ценная бумага, не только за действительность удостоверенного ценной бумагой права, но и за его осуществление, поэтому данный вид ценной бумаги считается более надежным. Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на лицо, которому или приказу которого передаются права по ценной бумаге, - индоссата. Индоссамент может быть:

1) бланковым, т. е. без указания лица, которому должно быть произведено исполнение;

2) ордерным, т. е. с указанием лица, которому или по приказу которого должно быть произведено исполнение.

Фиксация прав, закрепленных ценной бумагой в бездокументарной форме, осуществляется в виде записи на лицевом счете владельца или лицом, выдавшим ценную бумагу, или уполномоченным на это лицом, действующим на основании специального разрешения (лицензии). По требованию владельца лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано выдать ему документ, свидетельствующий о закрепленном праве, выписку из реестра, которая не является ценной бумагой, а подтверждает факт владения определенным количеством ценных бумаг.

32. Обязательства и виды деятельности на рынке ценных бумаг

Отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, возможен только по формальным признакам: в связи отсутствием какого-либо реквизита, пропуском срока и т. д.

Обязательства по ценной бумаге носят самостоятельный характер и не зависят от отношений, на основании которых они были выданы. Требовать исполнения обязательства по ценной бумаге можно лишь при предъявлении самой ценной бумаги. Обязанное лицо должно исполнить свои обязательства по ценной бумаге только при наличии необходимых для данной ценной бумаги реквизитов. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

1) брокерская. Это совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью;

2) дилерская. Это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность. Дилером может быть только юридическое, лицо, являющееся коммерческой организацией;

 3) деятельность по управлению ценными бумагами - осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение, принадлежащими другому лицу, в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Управляющий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами;

4) клиринговая. Это деятельность по определению взаимных обязательств: сбору, сверке, корректировке информации по сделкам с ценными бумагами и подготовке бухгалтерских документов по ним и их зачету, по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

5) депозитарная. Это оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, которым может быть только юридическое лицо.

Депонент - лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) прав на ценные бумаги.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором.

33. Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Функции государственного управления:

1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;

3) подбор и расстановка кадров;

4) материально-техническое обеспечение;

5) финансирование;

6) информационное обеспечение;

7) оперативное управление собственностью;

8) нормативное регулирование;

9) учет и контроль.

34. Правовое регулирование запрета монополистической деятельности и деятельности, направленной на ограничение недобросовестной конкуренции

Монополистическая деятельность – действие (бездействие) хозяйствующих субъектов, которое противоречит антимонопольному законодательству и направлено на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция - состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.

Видами монополистической деятельности являются:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Господство на товарном рынке аналогичных товаров возникает, если доля товара хозяйствующего субъекта составляет 65 % и более. Антимонопольное законодательство запрещает совершать следующие действия: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован;

2) согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Подобные соглашения бывают направлены на:

А) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;

Б) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

В) раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей;

3) акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.

Формы недобросовестной конкуренции:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;

2) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

3) продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

4) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца.

35. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основании НК РФ и федеральных законов о налогах и сборах. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интереса плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

НК РФ подразделяет налоги на:

1) федеральные;

2) налоги субъектов РФ (региональные);

3) местные.

В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые:

1) юридическими лицами;

2) гражданами (физическими лицами).

Налоги и сборы являются источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязанность уплачивать налоги возникает у налогоплательщиков при наличии у них соответствующего объекта.

Объекты налогообложения:

1) имущество;

2) доходы (прибыль);

3) стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговое законодательство закрепляет принципы однократности налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Налоговые ставки, как правило, устанавливаются представительными органами государственной власти. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога.

36. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности - функция уполномоченных органов государственной власти, заключающаяся в установлении и реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей. Субъекты таможенного регулирования - органы судебной, законодательной и исполнительной власти, но особая роль принадлежит таможенным органам. Субъекты предпринимательства, подвергающиеся таможенному регулированию:

1) лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ для предпринимательских целей (субъекты внешнеэкономической деятельности) ;

2) иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке таможенных услуг.

Предпринимательская деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности направлена на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Перемещение представляет собой различные действия по ввозу товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ. Перемещение - фактическое пересечение таможенной границы РФ; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ. Перемещение - подача таможенной декларации или иное действие, направленное на реализацию намерения вывезти либо ввезти товары или транспортные средства. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей осуществляется с применением в необходимых случаях дозволительных мер. Инициатива ввоза или вывоза товаров принадлежит субъекту внешнеэкономической деятельности. Он также самостоятельно выбирает вид таможенного режима, наименование, ассортимент и количество ввозимого или вывозимого товара.

Способы таможенного регулирования:

1) тарифные, которые характеризуются введением, изменением, отменой таможенных пошлин, предоставлением льгот по соответствующему виду платежей;

2) нетарифные, т. е. непосредственно несвязанные с таможенными пошлинами. Сюда относятся: квотирование, лицензирование и сертифицирование.

Способы таможенного регулирования:

1) таможенное оформление,

2) таможенные режимы,

3) таможенные платежи;

4 Таможенный контроль.

Субъекты предпринимательства, которые вправе оказывать услуги таможенного регулирования на рынке таможенных услуг:

1) владелец склада временного хранения;

2) владелец таможенного склада,

3) таможенный брокер;

4) таможенный перевозчик;

5) владелец магазина беспошлинной торговли.

Их предпринимательская деятельность не связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Однако оказываемые ими услуги содействуют субъектам внешнеэкономической деятельности в профессиональном и эффективном соблюдении определенных таможенных процедур.

Таможенное регулирование стимулирует предпринимательскую деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, и субъектов предпринимательства, которые оказывают таможенные услуги.

Страница 4 из 10« Первая...23456...10...Последняя »