Экономическое развитие стран Западной Европы создало основу превращения технических знаний в важнейшую производственную силу. Это стало основой промышленного переворота в странах Зап. Европы. Великие открытия: паровая машина Д.Уатта, механический ткацкий станок. Большое значение имело появление нового экономического течения – фрихридерство (свободная торговля). Авторы: А.Смит и Д.Рикардо. Основа фрихридерства – развитие торговли связанной с рынком и развитие товарно-денежных отношений без участия гос-ва. Создаются религиозные просветительские союзы-мосоны. Они изучали опыт истории и высказ. о необх. изменения абсолютистских режимов. Французские публицисты начинают разрабатывать новые идеалы о народовластии. Самые известные – Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Ж.Ж. Руссо.
Вольтер: сторонник неограниченной монархии. Он считал необходимым подготовить государя к управлению и монарху необходимо опираться на то сословие, которое составляет интеллектуальную силу об-ва. Вольтер был против ордена иезуитов, хотя сам был на этом воспитан. Был против жестоких наказаний и крепостного состояния крестьянства.
Ш. Луи де Монтескье: (юрист) У него был труд Дух законов. Считал, что гос. устройство должно сочетаться с усл. Климата, религии и степенью развития народа. Идеальная форма правления – республика, но если народ не готов к этому-то констит. монархия, при этом исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательное и сбор налогов принадлежит выбранным народом представителям. Суд должен быть независим от руководства страны.
Ж. Ж. Руссо: достиг своих успехов самообразованием. Его работа говорит, что человек от рождения наделён только хорошими качествами, а портит его общество, во главе которого стоит Монарх. В «Обществнном договоре», он высказал о необходимости республиканской форме управления. Эти идеи были интересны для всех монархов, особенно для прусского короля Фридриха 2 и Астро-германского короля Иосифа 2. Они стали проводить идеи просвещения.
Фридрих 2: не изменял военно-демократической форме управления. Он ввёл полную веротерпимость, организовал суд открытый и равный для всех, запретил жестокие формы наказания, улучшил развитие промышленности и занялся проблемой дорог и каналов.
Иосиф 2: освободил крестьян от крепостной зависимости и наделил их землёй. Изменил судопроизводство. Ослабил позицию католической церкви. Поделил страну на равные области. Создал сеть народных школ. Сократил уроки богословия и увеличил практические предметы.
Идеи просвещения коснулись и Рима, когда Папа Римский Клемент 14 запретил орден Иезуитов. Идеи просвещения давали надежду на изменение общественного устройства, которое помогало экономическому развитию страны.