Воспитательное дело - это вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. В любом деле выделяются следующие этапы:
1) целеполагание (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей);
2) планирования;
3) организации и подготовки;
4) непосредственного осуществления дела;
5) анализа достигнутых результатов.
Существует апробированная схема анализа воспитательного дела, заключающаяся в последовательных ответах на вопросы:
1. Все ли позиция подготовки и проведения воспитательного дела нашли отражение в плане.
2. Отвечало ли содержание программы намеченной цели.
3. Отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации.
4. Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами.
5. Какие фрагменты, части дела удались лучше, почему.
6. Выдержано ли воспитательное дело во времени.
7. Кто и почему срывал сроки.
8. Представляло ли воспитательное дело систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей.
9. Был ли эффект новизны.
10. Отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу.
11. Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему участников, над какими вопросами оно заставило их задуматься.
12. Какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший учасгие в воспитательном деле.
13. Каким было поведение участников.
14. Почему возникли случаи отрицательной реакции части учеников на те или иные педагогические действия.
15. Отчего нужно отказаться.
16. Что нового ввести в следующие воспитательные дела.