35. Направления и уровни педагогических инноваций

Инновации - это изменения внутри системы. Под педагогии подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему.

Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе:

1) педагогическая система в целом;

2) учебные заведения;

3) педагогическая теория;

4) учитель и обучаемые;

5) педагогическая технология,

6) содержание, формы, методы и средства;

7)управление;

8) цели и результаты.

По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.

Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни:

1) низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок;

2) средний - изменение форм, не затрагивающее сущностей;

3) высокий - изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.

Нетрудно заметить, что лишь последний являет научную и практическую ценность. Остальные же только дезориентируют, педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве что инициаторам самих «инноваций». Процентное соотношение, складывающееся сегодня между выделенными уровнями, составляет, по некоторым оценкам, 80:17:3.