68. Классификация закономерностей обучения

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного процесса:

1) дидактический компонент, обобщающий собственно дидактические характеристики процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средства, способы, формы обучения и т. д.;

2) гносеологический компонент процесса, определяющий его в аспекте познания учащимся под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя;

3) психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;

4) в кибернетическом аспекте находят отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное - управление усвоением информации;

5) социологический компонент системы охватывает отношение между участниками учебного процесса;

6) организационный компонент, отражающий учебный процесс в аспекте интеллектуального труда.