Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
Количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения);
Месту учебы (школьные (уроки, работа в мастерских, в лаборатории), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии) формы);
Продолжительности учебных занятий (классический час (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности).
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
Постоянное чередование уроков (расписание);
Руководящая роль учителя (педагогическое управление);
Применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ:
Отличается более строгой организационной структурой;
Экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
Создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.