62. Народная игрушка, ее художественные и педагогические достоинства

Целе­сообразно выделить в отдельную группу Народную игрушку: рус­скую и белорусскую.

Тематика их самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

Особенностью этого вида игрушек является выразительность обра­зов, условность, обобщенность, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фунда­мент связи с родиной.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработ­ке, собственному прочтению игрушечного образа.

Народная игруш­ка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или ино­го животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возрас­та мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

Белорус­ская народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании.

Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки. Значительное распространение в на­родном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией дви­жений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей ис­торией игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна.