65.Взаимодействие семейного и общественного дошкольного воспитания

СЕМЬЯ - объединение личностей, которые связаны материально, Духовно-нравственно, владеют личными и жилищными правами и обя­занностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - взаимодействие родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защите ребенка, содействующее созда­нию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развития и саморазвитии национально сознательной, духовной, нравственной и интеллектуально подготовленной личности.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ - сфера жизнедеятельности семьи, которая непосредственно связана с удовлетворением потребностей ее членов.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - семья, в которую входит один из родителей (мать или отец; чаще всего мать), один или несколько несовершеннолетних детей.

В Законе Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в Концепции образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания.

Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия:

I) содействие со стороны государства и общества повышению статуса семьи как ячейки общества и первой школы ребенка;

2) усиление ответственности родителей за воспитание детей и охрану здоровья;

3) организация соответствующей подготовки молодежи к семейной жизни и воспитанию детей;

4) разработка рекомендаций по семейному воспитанию и развитие детей с целью его благоприятного вхождения в дошкольное учреждение и школу;

5) подготовка специалистов по семейному воспитанию и обучению;

Б) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.

На современном этапе выделяются важные Направления в семейном воспитании детей:

I) получение детьми качественного образования.

2) Гуманное внутрисемейное распределение домашних обязанностей и функций.

3) Систематическое просвещение и обучение детей всех возрастов основам семейной жизни.

4) Обеспечение всех семей информацией с целью предупреждения в них насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и т. д., оказание помощи семьям, потерпевшим от чернобыльской катастрофы; осуществление медико-педагогической реабилитации родителей и детей.

5) Сохранение и передача детям культурных ценностей человечества и своего народа, народных традиций семейного воспитания.

6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:

- защите детей на всех возрастных ступенях, особенно при переходе их от детства к взрослой жизни, на основе Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Международной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" (1993 г.);

- выработке и развитию у детей и молодежи общечеловеческих ценностей и моделей поведения, общественной ответственности, обеспечению равных прав, запрету дискриминации и националистических проявлений;

-пониманию и использованию гуманных методов и средств роди­тельского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значитель­ному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.

В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) под­черкивается особая ответственность родителей за настоящее и бу­дущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесто­ронней помощи со стороны государства в деле семейного воспита­ния, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания спе­циальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Нацио­нального института образования подготовлены "Программа семейно­го воспитания детей раннего возраста" (для родителей); програм­ма воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.

В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, предусматривающий приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены основные позиции "Пралески" по воп­росам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ори­ентирует детский сад на организацию работы по семейному образ­цу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гума­нистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.

В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.

1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизиро­вать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".

2 вид - характеризует включение родителей в воспитатель­но-образовательный процесс детского сада. Они также носят компенсаторный характер. Сущность связей этого вида - "семья-детский сад".

3 вид - связи координационные. Они возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и вместе реализуют свои возможности в воспитании детей.

Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:

1) работа с постоянным контингентом детей и их родителями;

2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготов­ке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);

3) оказание помощи по воспитанию и обучению детей на дому (гувернантки, специалисты-дефектологи, музыкальные работники);

4) учет деформации семьи и ее воспитательных функций в резуль­тате аварии на Чернобыльской АЭС;

5) учет специфики функционирования, жизнедеятельности, семей­ного уклада, традиций, обычаев, нравов городских и сельских семей. .

Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном уч­реждении. Это связано со следующими причинами (выделены В. П. Дубровой):

- низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей;

Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

Несформированность у родителей " педагогической реф­лексии" (В. Л.Зверева), т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяе­мых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;

- непонимание воспитателем того, что в выборе содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учрежде­ние, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

-кон­сервативность родительской позиции опеки детей дошкольного воз­раста;

- недостаточная информированность родителей об особеннос­тях жизни и деятельности детой в детском саду, а воспитателей - об условиях семейного воспитания;

-формальное отношение воспита­телей к работе с родителями вследствие недооценки роли семьи; отсутствие у воспитателей коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.

Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В. А.Петровский, "доверительный деловой контакт".

При организации взаимосвязи Детского сада и семьи воспита­телю необходимо руководствоваться следующими принципами:

I.-Един­ство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.

2. Реализация в совместной деятель­ности комплексного подхода к воспитанию.

3. Отношение к ребенку как формирующейся личности - члену семейного и детского коллек­тива.

4. Взаимное доверие и уважение в отношениях между педаго­гами и родителями.

В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:

I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспи­тания, основанным на родственных чувствах;

2) постоянством и длительностью воспитательных возможностей, воздействий роди­телей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;

3) большими возможностями для активного включения детей в быто­вую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.

Специфические отличия семейногв воспитания от общественного

СЕМЬЯ

ДЕТСКИЙ САД

1.Отношения между родителями и детьми основаны но взаимных ро­дственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности.

2.Многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая много­гранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния.

3. Непосредственное взаимодействие ребенка и взрослого. Наличие условий для различных социальных контактов и возможность усваивать различные социальные роли.

4. Наличие естественных условий для включения детей в самые разнообраз­ные внутрисемейные отношения. Мно­гообразие видов деятельности, в ко­торые включается ребенок.

5. Процесс воспитания всегда индивидуализирован, так как ребенок единственный или их двое.

6. Подвижный режим дня.

7. Процесс воспитания более естест­венен. Ребенку менее заметны пред­намеренные воспитательные воздей­ствия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самосто­ятельной деятельности.

8. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование от­дельных традиций и элементов целе­направленного воспитания.

9. Отсутствие программы воспитания, а иногда и представлений о воспита­ния ребенка-дошкольника.

1. Деловая (а иногда и функ­циональная) форма общения воспитателя с детьми, сни­женная его интимность, эмоциональная недостаточность

2. Наличие нескольких вос­питателей, сменяющих друг друга, с различными формами личностного поведения и методами воздействия на детей.

3. Общение с детьми одного возраста.

4. Целенаправленный харак­тер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания до­школьников и научно-методи­ческих пособий.

5. Ребенок равноправный член детского коллектива, где у всех детей группы имеются одинаковые права и обязанности, правила и требования для всех единые.

Б. Достаточная жесткость режима.

7. Деятельность детей на­ходится под контролем вос­питателя к ограничена ус­ловиями или рамками мето­дики обучения дошкольни­ков.

8. Воспитание основано на понимании ведущего вида деятельности в психическом развитии дошкольника и ис­пользовании методов, адек­ватных его возрастным пси­хологическим особенностям.

9. Создана целесообразная научно-обоснованная раз­вивающая среда.