Цивилизации

Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация, как целостная общественная система., включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономику, политику, социальную сферу). Принято выделять два основных типа цивилизаций: западную и восточную. Под восточной  цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. В устойчивости Восточной  цивилизации  и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача ли возмещать созданием громоздких машин. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом,  в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Отношение к религии является одним из важнейших  показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Полностью отсутствует  на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан.