14. просветительский роман в Англии. Смоллетт

Зрелое и позднее просвещение.

Хотя хронологически появление основных произведений Смоллета почти совпадает с выходом в свет романов Филдин­га, в плане историко-литературном творчество Смоллета зна­меновало переход к новому этапу в развитии просветитель­ского романа в Англии. Смоллет стал выразителем новых тенденций, связанных с утратой присущих Филдингу опти­мизма, веры в Природу н Разум; его творчество связано с поздним этапом зрелого Просвещения в Англии. Последний роман Смоллета «Путешествия Гемфри Клинкера» перекли­кается с творчеством сентименталистов.

По присущей ему силе сатирического обличения и полити­ческой остроте Смоллет близок Свифту. Традицию авантюрно-плутовского романа, утвердившуюся в английской литературе с появлением произведении Дефо, он обогатил воспринятой им у Свифта сатирической беспощадностью. Вместе с тем творчест­во Смоллета было бы невозможно без реалистических, полотен Филдинга. Однако от филдинговских «комических эпопей» романы Смоллета отличаются и присущей им атмосферой мрачности, и проявляющейся во всем их строе дисгармонично­стью, и ярко выраженной склонностью к гротескно-карикатур­ным принципам изображения, которые отвергались Филдингом.

Пафос творчества Смоллета основан на опровержении философии оптимизма. Социальная действительность Анг­лии середины XVIII в. и собственный жизненный опыт писа­теля давали для этого достаточные основания. Творчество Смоллета носит ярко выраженный обличительный характер. Вместе с тем в нем проявляется тенденция рассматривать поро­ки буржуазного мира и буржуазного индивида как проявление «природного зла». Возникает известное противоречие: с одной стороны, Смоллет всем ходом действия своих романов, постро­енных в форме «приключений» героев, обосновывает формиро-вание их характеров под воздействием всевозможных жизнен­ных испытаний; но, с другой стороны, не давая глубоких пси­хологических мотивировок поведения и обнаруживая склон­ность к изображению определенной алогичности жизни и не­объяснимости многих человеческих поступков, он тяготеет к утверждению мысли об исконной порочности людей и жизни вообще. Ощущение дисгармоничности мира, алогичности про­исходящего и присущая Смоллету беспощадность суждений составляют характерные особенности его творчества.

Родиной Смоллета была Шотландия. Он родился в Дун­бартоне в семье бедного шотландского дворянина. Окончив школу, Смоллет уехал в Глазго, где стал учеником аптекаря и обучался на медицинском факультете университета. Но инте­ресы его с ранней юности были связаны с литературой. В ис­торию литературы Смоллет вошел как автор ряда романов, среди которых наибольшую известность завоевали: «Приклю­чения Родерика Рэндома» (The Adventures of Roderick Ran-dom», 1748), «Приключения Перегрина Пикля» (The Adventu­res of Peregrine Pickle, 1751) н «Путешествие Гемфри Клинке­ра» (The Expedition of Humphrey Clinker, 1771), а также пуб­лицистическая сатира «История и приключения атома» (The History and Adventures of an Atom, 1769).

Смоллет строит свои произведения в форме жизнеописаний героев, истории их «приключений», в процессе которых они познают жизнь и людей. Смоллет обращается к свободной композиции; главы-эпизоды его романов не связаны строгим сюжетным единством, многие из них могли бы поменяться мес­тами. Но в своей совокупности они подчинены единой задаче: раскрыть «плутовство и эгоизм человечества».

Свою програм­му Смоллет изложил в предисловии к «Родерику Рэндому», Он хочет вызвать у читателя чувство возмущения и негодования низменными и порочными нравами общества; хочет писать о таких злоключениях героев, которые вызовут не смех, а состра­дание; он стремится к правдоподобию в раскрытии «себялюбия, зависти, злобы и подлого равнодушия человечества».

Роман «Приключения Родерика Рэндома» написан от пер­вого лица. Герой - молодой человек Родерик Рэндом - рас­сказывает о своей жизни. В детстве Рэндом не видел тепла и ласки. Он рано лишился родителей, страдал от унижений и обид. Нужда заставляет его браться за любую работу: он ста­новится помощником лекаря на военном корабле, слугой, солдатом французской армии. Родерик сталкивается с прояв­лениями крайней жестокости, безграничного себялюбия, бе­зысходного отчаяния. Капитан военного корабля Оукем бесче­ловечно расправляется с больными матросами; вербовщики обманом и силой завлекают доверчивых бедняков на борт ко­рабля; в трущобах Лондона обречена на гибель брошенная и обманутая своим возлюбленным мисс Уильяме; в тюремных застенках томятся люди, которых голод толкнул на воровство. Через все круги этого ада проходит и Родерик Рэндом. Смоллет не идеализирует своего героя. Он показывает, как обстоятель­ства жизни делают его черствым, расчетливым, изворотливым. Смоллет смело ставит тему утраты иллюзий. Вера в то, что «каждый человек обладает естественным правом быть свобод­ным», сменяется убеждением: «Англия - худшая страна но всем мире для пребывания в ней достойного человека».

Роман «Приключения Перегрина Пикля» углубляет тему эгоизма, определяющего поведение людей. Перегрин Пикль, в отличие от Родерика Рэндома, принадлежит к обеспеченным слоям общества. Богатый наследник, он не знает особых забот. Ему не приходится сталкиваться с нуждой и бесправием. День­ги открывают перед ним двери в общество. Но богатство и уродует его. Живя в среде людей, руководствующихся принци­пами эгоистической морали, ставящих свои частные интересы выше всего, преклоняющихся перед богатством и знатностью, Пикль становится воплощением эгоизма, корыстолюбия, тще­славия. Он презирает тех, кто занимает в обществе скромное положение, и угодничает перед людьми влиятельными. Он не способен на верную дружбу и большую любовь. Беспутный образ жизни разоряет его. Бедственное положение заставляет его переоценить свое прежнее отношение к людям, которые были его искренними друзьями. Встреча с некогда отвергнутой им Эмилией вознаграждает его за перенесенные испытания.

Своеобразие характера Пикля заключается в соединении двух начал - природных свойств и качеств, приобретенных под влиянием условий жизни. Уже от рождения Пикль наделен мно­гими отталкивающими чертами. Он зол и жесток, обладает врожденной склонностью мучить людей. Потребность изде­ваться над окружающими заложена в его природе. Однако в процессе развития действия романа Смоллет переключается на реалистически обоснованную мотивировку поведения героев. Перегрин Пикль - «достойный» сын и своей семьи, и общества, формирующих его по своему образу и подобию.

Характерная особенность Смоллета, давшая основание на­зывать его юмор жестоким и страшным, состоит в гротескно-сатирическом изображении необъяснимо странных свойств и чудачеств, составляющих основу характеров многих его геро­ев. Понятие «юмора» как основы характера берет свое начало в английской литературе в творчестве Бена Джонсона. Смол-лет развивает эту традицию, проявляя особую склонность к гротеску и карикатуре. Мать Пикля наделена маниакальной ненавистью к собственному сыну; бесконечны чудачества коммодора Траньона, лейтенанта Хатчуея и бывшего боцма­на Тома Пайпса. Фигура Траньона особенно характерна. Создавая его образ, Смоллет использует гротеск как один из таких видов сатирического изображения, который допускает деформацию пропорций, совмещение резких контрастов и очевидное преобладание элементов карикатуры.

Смоллет обогащает авантюрно-плутовской роман сцена­ми, воспроизводящими общественную жизнь Англии. Роман-жизнеописание обнаруживает тенденцию к перерастанию в панораму общественно-политической жизни и нравов.

Последний роман Смоллета - «Путешествие Гемфри Клин­кера» интересен как переходное явление от просветительского реализма к сентиментализму. Основное внимание в нем уделено не приключениям, а переживаниям героев, миру их чувств. В связи с этим закономерно обращение писателя к эпистолярной форме. Повествуя о путешествии чудаковатого Мэтью Брэмбля по курортным местам Англии и Шотландии, Смоллет делает основной акцент на восприятии героем и его спутниками всего увиденного. Одни и те же события по-разному преломляются в сознании Брэмбля, его сестры и их племянников. Эта много­цветная гамма чувств и составляет своеобразие повествования, основная тональность которого определяется мягким юмором.