15. Поэтическое новаторство Дж. Байрона. Поэма «Паломничество Чайлд-Гарольда»

Революционный романтизм Байрона возникает на основе мятежных выступлений народа в странах Европы. Байронов­ский романтизм народен в своем существе. Поэт писал: «Из хаоса господь создал мир; из могучих страстей рождается народ», Могучие страсти поэтических произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа.

Байрон был привержен просветительским идеалам и эстети­ке классицизма, однако он был поэтом-романтиком. Преклоне­ние перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Признание классицистической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и не­ясных чувств, окрашенных мрачным настроением. Действи­тельность испытываете» не только разумом, но и романтиче­ской иронией. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом, трансформированном виде. У поэта уже нет оптимистической веры во всесилие разума.

Пафос жизни и творчества Байрона - в борьбе против ти­рании. Главной мечтой его была мечта о свободе человечест­ва. Однако идеал свободы у Байрона лишен социальной кон­кретности, поэтому стремление к свободе у него индивидуа­листично. Свободу Байрон видит либо в борьбе, ведущей к разрыву с обществом, либо в эпикуреизме.

Личность Байрона весьма противоречива. В его сознании и творчестве борются различные начала - стремление к борьбе за освобождение народов от тирании и индивидуалистические настроения; устремленность вперед, в будущее, и «мировая скорбь». Веря в то, что в будущем свобода восторжествует, позт тем не менее не может отрешиться от скепсиса и пессимизма.

Байрон учился в Кембриджском университете, увлекался ис­торией, читал труды просветителей, хотел стать политическим деятелем. Первые сборники его стихов публиковались аноним­но. Это «Летучие наброски» (Fugitive Pieces, 1806), «Стихотво­рения на разные случаи» (Poems on Various Occasions, 1807). Под своим именем Байрон начинает публиковаться со сборни­ка «Часы досуга» (Hours of Idleness, 1807). Уже в этих юно­шеских стихах намечены темы разрыва с лицемерным и жес­токим обществом и обращения либо к безыскусной природе («Лакин-и-Гар» - Lachin у Gair, «Хочу я быть ребенком воль­ным» - I would I were a Careless Child), либо к жизни, полной борьбы и подвигов («Отрывок» - Fragment).

В творчестве Байрона сильнее, чем у других романтиков, выразились трагизм и драматизм эпохи. Трагична по своему содержанию поэма «Шильонскнй узник» (The Prisoner of Chiilon, 1816). Герой поэмы швейцарский республиканец Бо-нивар - трагическая фигура борца, оказавшегося в неволе. Его мечта о свободе - это тот свет высокого нравственного идеала, перед которым отступает мрак подземелья.

С 1817 г. начинается итальянский период творчества Байрона. Поэт создает свои произведения в обстановке на­растающего движения карбонариев за свободу Италии. Бай­рон сам был участником этого национально-освободитель­ного движения.

В Италии была завершена поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (Childe Harold's Pilgrimage, 1809-1817). Она была начата во время заграничного путешествия Байрона в 1809-1811 гг. В поэме широко отражены впечатления поэта от по­сещения Испании, Албании, Греции. Две первые песни, из­данные в Англии в 1812 г., имели большой успех. По жанро­вым особенностям это лиро-эпическая поэма, написанная в форме поэтического путевого дневника.

В поэме появляется новый герой романтической литерату­ры. Чайльд Гарольд - мечтатель, порывающий с лицемерным обществом, рефлектирующий герой, подвергающий анализу свои переживания. Здесь - первоистоки темы духовных иска­ний молодого человека, ставшей одной из ведущих в литера­туре XIX в. Одержимый желанием бежать от привычного жизненного уклада, разочарованный и непримиримый, Чайльд Гарольд устремляется в далекие страны. Активный самоанализ делает его пассивным в практической сфере. Все его внимание поглощено переживаниями, вызванными раз­рывом с обществом, и он лишь

Созерцает то новое, что появ­ляется перед его взором во время странсгвий. Его тоска не имеет конкретного повода; она является мироощущением человека, живущего при смутном состоянии мира. Чайльд Гарольд не борется, он лишь присматривается к современно­му миру, стараясь осмыслить его трагическое состояние.

Сюжетное движение поэмы связано со странствиями ге­роя, с развитием чувств и взглядов как Чайльд Гарольда, так и самого автора. Некоторыми чертами образ Чайльд Гарольда близок автору; отдельные биографическими фак­ты, чувство одиночества, бегство от высшего света, протест против лицемерия современной Англии. Однако очевидна и разница между личностью поэта и героем поэмы. Сам Бай­рон отрицал тождество между собой и Чайльд Гарольдом: он иронически относится к позе разочарованного скитальца, спокойно наблюдающего за тем. что он видит во время сво­их странствий, к «извращенности ума и нравственных чувств» пассивной личности.

Поэма проникнута гражданским пафосом, который вы­зван обращением к масштабным событиям современности. В первой и второй песнях значительную роль играет тема народного восстания. Поэт приветствует освободительное движение народов Испании и Греции. Здесь появляются эпизодические, но впечатляющие образы простых людей. Создан героический образ испанки, участвующей в защите Сарагоссы;

...Для битв покинув дом,

Гитару лочь Испании презрела,

Повесила на иву под окном

И с песней, в жажде доблестного дела.

На брань с мужами рядом полетела.

{Пер. В. Лееика;

Стихи героического содержания сменяются стихами сарка­стическими, в которых поэт обличает британскую политику на Пиренейском полуострове и в Греции, где вместо помощи греческому народу в его освободительной борьбе Британия занимается ограблением страны, вывозя из нее национальные ценности.

Героическая тема поэмы связана прежде всего с образом восставшего народа, с изображением борьбы испанских и греческих патриотов. Байрон чувствует, что именно в народе живы свободолюбивые стремления и именно народ способен на героическую борьбу. Однако народ не является главным героем поэмы: не становится героической фигурой и далекий от народа Чайльд Гарольд. Эпическое содержание народной борьбы раскрывается преимущественно через авторское эмо­циональное отношение. Движение от лирической темы оди­нокого героя к эпической теме народной борьбы дано как смена эмоциональных сфер героя и автора. Синтеза между лирическим и эпическим началом не происходит.

Обращение к значительным социальным фактам своего времени дает Байрону основание назвать поэму политиче­ской. Обозрение исторически значимых событий подготавли­вает авторские философские размышления о сущности исто­рического развития. Основная идея поэмы - апофеоз народ­ного возмущения против тирании, закономерность револю­ционного выступления масс. Через всю поэму проходит образ Времени, связанный с идеен справедливого возмездия.

В третьей и четвертой песнях образ героя постепенно вы­тесняется образом автора. Эти песни строятся как лирическое раздумье о жизни, в них сильнее звучит авторский голос, бо­лее непосредственно выражено отношение к современности. Поэт высказывает мысли о центральном событии своей эпохи - о Французской буржуазной революции, в которой «человече­ство осознало свою силу и заставило осознать ее других», о великих просветителях Руссо и Вольтере, которые своими идеями участвовали в подготовке революции. В четвертой пес­не Байрон пишет о судьбе Италии, о ее истории и культуре, о страданиях итальянского народа. В поэме выражена мысль о необходимости борьбы за свободу Италии. Здесь же создан метафорический образ «дерева свободы». Несмотря на то что реакция подрубила это дерево, око продолжает жить и наби­рать новые силы. Поэт выражает веру в неизбежное торжест­во свободы в будущем:

И все-таки твой дух, Свобода, жив, Твой стяг под ветром плещет непокорно, И, даже бури грохот заглушив, Пускай хрипя, гремит твоя валторна. Ты мощный дуб, дающий лист упорно, Он топором надрублен, но цветет.

«Мировая скорбь» Байрона вызвана сознанием трагиче­ского характера современной борьбы. В поэме находят выра­жение сложные идейные искания самого поэта, который через «мировую скорбь» пробивается к убеждению о неизбежности торжества свободы в будущем. Трагическое состояние мира кажется поэту непостижимым, и он обращается к мысли о роковой силе, карающей людей, преследующей народы. В этом сказываются романтическая позиция автора и расхождение с просветительской иллюзией всесилия разума.

Но Байрон не склоняется перед роком. Он верит в то, что человек может героически противостоять судьбе. Позиция Бай­рона несовместима с фаталистическим отношением к внелич-ным силам. Он сторонник активного отношения человека к жизни; он призывает к героической борьбе за свободу личности и народа. Поэма «Чайльд Гарольд» возвеличивает бунтарство человека, вступающего в конфликт с враждебными ему силами зла. Поэт сознает неизбежный трагизм этой борьбы, поскольку рок сильнее человека, но сущность подлинной человеческой личности - в героическом противоборстве. Поэт верит в то, что победа борцов за свободу достижима в будущем.

Изображение природы в четвертой песне проникнуто мыс­лью о движении и борьбе. Идея борьбы за свободу, идея воз­мездия выражена в образе моря. Байрон был певцом свобод­ной морской стихни, которая ассоциировалась с громадными силами, свободолюбием и мощью человечества. Символичен образ водопада Велико. Это - могучая сила, которая сметает все на своем пути. Поэт верит, что человечество обладает такого рода силой в своей борьбе против деспотизма.

Существо свободной формы романтической поэмы «Па­ломничество Чайльд Гарольда» - в смене стилистических красок и тональностей - лиризма, публицистики, медитации, в гибкости и многокрасочности стиха. Стихотворной формой поэмы послужила спенсерова строфа, состоящая из девяти строк разных размеров. В первых двух песнях «Чайльд Га­рольда» очевидны фольклорные мотивы, отзвуки народного творчества Испании, Албании, Греции. В форме старинной баллады написана часть первой песни - «Добрая ночь» (Good Night), в которой выражена любовь к родине. «Добрая ночь» в переводе И. И.Козлова (1825) получила широкую популяр­ность в России и стала известной русской песней. 140-я и 141-я строфы поэмы стали источником стихотворения М. Ю.Лер­монтова «Умирающий гладиатор».

Наиболее важные идеи поэмы часто выражены в афориз­мах, заключающих спенсерову строфу. Афористичность за­крепляется парной рифмой восьмой и девятой строк:

Woe to the conquering, not the conquered host, Since baffled Triumph droops on Lusitania's

Coasts.

И лавры Лузитания растит

Не для таких вождей, как наши тори.

Не побежденным здесь, а победившим горе!

Стиль поэмы отличается энергией и динамизмом, контраст­ностью сопоставлений и страстностью призывов. Все эти каче­ства стиля «Чайльд Гарольда» соответствуют гражданскому пафосу поэмы, ее современному политическому содержанию.

Большое воздействие на литературу европейских стран оказал «байронический» герой - мятущаяся личность, недо­вольная современной действительностью, бунтующая против

Всех установлений, сковывающих свободу, личность разоча­рованная и одинокая, ищущая самоутверждения в индивиду­альном действии. Герой байроновских поэм оказал большое влияние на мироощущение целого поколения европейской молодежи. Увлечение байроновским индивидуализмом, раз­очарованием и «мировой скорбью» получило название «байро­низма». Но мировое значение Байрона отнюдь не сводится к байронизму.

Художественные открытия Байрона - лиризм, отличаю­щийся высоким гражданским чувством, эмоциональным на­калом, страстным авторским отношением к жизни, высокий трагизм и драматизм в изображении современной борьбы за свободу, гневная сатира политических стихов и поэм - народ­ны по своему характеру.