17. Детективный жанр в новеллистике Э. По

Новеллистика По отличается мрачным колоритом, где повествуется о различных преступлениях и ужасах. Несколько «логических» рассказов заложили основу развития детективного жанра, получившего во всем мире широкое распространение. В трех из них (Убийство на улице Морг, Тайна Мари Роже, Похищенное письмо) действует Огюст Дюпен, первый в ряду знаменитых детективов. С помощью блестящих аналитических способностей Д. разгадывает тайны и преступления. Его метод полностью основан на математическом подходе – сопоставление деталей и высматривании цепочки умозаключений. Преступления для Дюпена – только повод для логической игры. Справедливость или возмездие его не интересует. Он живет «в себе и для себя», отвернувшись от окружающего мира. Соединение романтической меланхолии с рационалистическим, исследовательским складом ума делает Д. типичным героем прозы По. Аналитический принцип исследования явлений и фактов положен По в основу «Золотого жука». Писателя не интересует анализ социальных причин раскрываемых тайн. Разум человека, логика его рассуждений одерживают победу. Новеллы По характеризуются безупречностью содержащихся в них логических построений, строгим лаконизмом. Большой мастер построения сюжетов, По чрезвычайно экономен в использовании худ. приемов и образов. Манера повествования проста и лаконична, нет ничего лишнего, это производит должный эффект, к которому так стремился По.

ПО, ЭДГАР АЛЛАН (Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский поэт, прозаик, критик, создатель жанра «новеллы ужаса». Так же он является основоположником детективного жанра. Его влияние ощутимо в произведениях таких разных авторов, как Ш. Бодлер, А. Теннисон, Ф. М.Достоевский, А. Конан Дойл. Литературные наставления По, касавшиеся жанра новеллы, не возымели бы действия, если бы он не реализовал их столь блестяще на практике. В рассказе Сердце-обличитель (The Tell-Tale Heart) По добивался впечатления, что его герой безумен, и отрицая свое безумие, он лишь подтверждает его: «Ну да! Я нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я – сумасшедший? Болезнь лишь обострила мою восприимчивость, а не нарушила, не притупила ее. Особенно же изощрился мой слух. Я слышал все сущее в небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ». По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы Падение дома Ашеров, уже предвещает последующие жуткие события: «В течение всего унылого, темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал верхом по удивительно безрадостной местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров». Главные свои новЕллы Береника (Berenice), Лигейя (Ligeia) и свой шедевр Падение дома Ашеров По напечатал в 1830-е годы. Новеллы, демонстрирующие аналитические способности ума и опубликованные в 1842–1845 (Убийства на улице Морг, Золотой жук, Украденное письмоThe Purloined Letter), заложили основы детективного жанра. Маска Красной Смерти (The Masque of the Red Death, 1843), Черный кот (The Black Cat, 1843), Сердце-Обличитель (1843) и Бочонок амонтильядо (The Cask of Amontillado, 1846) – классические образцы «новеллы ужаса».

Проза Э. А. По – детектив, научная фантастика, страшные рассказы (похожи на поэзию). Детектив – «Убийство на улице Морг». Аналитические способности свойственны не всякому уму и сами недоступны анализу. Сложность иногда ошибочно принимают за глубину, как в шахматах. Анализ связан скорее с наблюдательностью и воображением. Рассказчик знакомится с Огюстом Дюпеном, потомком обедневшего знатного рода. Молодые люди быстро становятся друзьями и поселяются вместе. Привычки Дюпена — страсти к ночным прогулкам и психологическому анализу. Новый друг поражает его способностью проникать в потаенные мысли собеседника, используя то, что Дюпен называет своим «методом», — по незначительным внешним проявлениям он выстраивает сложную цепь умозаключений. Однажды на улице Морг зверски убиты мадам Л'Эспанэ и ее дочь Камилла. Дверь спальни была заперта, все в беспорядке, тело дочери вверх ногами засунуто в дымоход, матери перерезали горло – тело нашли во дворе. Все свидетели сходились на том, что, когда взламывали дверь, преступники еще находились в спальне. Один голос явно принадлежал французу, второй – не опознан. Ничего не похищено.

Дюпен заостряет внимание на трех обстоятельствах: своеобразном, «нечеловеческом» голосе одного из преступников, необычной ловкости, которая требовалась, чтобы забраться в окно по громоотводу, и, наконец, — отсутствии побудительного мотива. Кроме того, преступники (или хотя бы один из них) обладали неимоверной силой, раз сумели затолкать тело в трубу, да еще снизу вверх. Извлеченные из сжатой руки мадам Л'Эспанэ волоски и отпечатки «пальцев» на её шее убедили Дюпена, что убийцей могла быть только гигантская обезьяна. юпен дает объявление о поимке крупной обезьяны, обещая вернуть её владельцу за небольшое вознаграждение. Вскоре к ним заявляется моряк с торгового судна. Орангутанга он поймал на Борнео и с большими мучениями доставил в Париж, рассчитывая выгодно продать. В ту злосчастную ночь обезьяна сбежала, моряк гнался за ней, но не поймал и был свидетелем того, как зверь забрался в спальню женщин. Когда моряк с трудом вскарабкался по тому же громоотводу, все уже было кончено. Арестованный по подозрению был отпущен, обезьяну поймал сам моряк.

По – создатель детективного жанра. Особенности жанра: все события подвергаются рац. объяснению, сыщик – думающая машина, помощник – связующее звено между читателем и автором. Призывает читателя думать, интеллектуальн. message. Роль деталей очень важна везде – «totality effect» (По считал, что убери из целого кусочек – и весь эффект развалится).

Фантастические рассказы. Фантастические рассказы По — образец того, как комическое и серьезное уживаются внутри одного жанра. Эдгар По требует от читателя немного доверия, немного ' легковерия, побольше фантазии й ведет в мир космоса, на край земли — в загадочную Антарктиду, заставляет то опередить свой век, то отступить назад, чтобы оценить фантастические чудеса техники XIX столетия.

«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля» — оригинальная и увлекательная повесть, вдохновившая Жюля Вер­на на создание романа «Пять недель на воздушном шаре»,— свидетельствует о многообразии оттенков на палитре художника Эдгара По. Начало и конец повести заставляют читателя насла­диться юмором, наблюдая, как ловкий горожанин сыграл умную и алую шутку над тупоголовым бургомистром и профессором. Сере­дина повествования — рассказ Ганса Пфалля о путешествии на Луну — это серьезная научно-приключенческая ^история с макси­мально правдоподобными деталями. Пфалль ведет протокольно точную запись о своем полете; особенно поражают его наблюде­ния над собственным физическим состоянием и поведением жи­вотных. Как настоящий ученый экспериментатор, Пфалль не упускает ни одного сколько-нибудь важного наблюдения. Он рас­суждает о законах земного и лунного притяжения, о плотности атмосферы в ее верхних слоях, об аппаратуре для сгущения воз­духа, о принципах атмосферного давления на человеческое тело, о метеорах; он знает механику, физику, тригонометрию, географию и астрономию. «Безумный Эдгар» (так окрестили Эдгара По евро­пейские декаденты) проявляет в этом рассказе эрудицию настоя­щего ученого; дает не только точный и сжатый отчет о состоянии науки первой половины XIX в., но и делает научные прогнозы, сохраняя при этом живую занимательность, создает, по его опре­делению, приключение «столь неожиданное, столь новое — столь несогласнбе с установившимися мнениями», что оно и до сих пор вызывает интерес у читателя.

Художественная манера. Увлекательность повествования — одна из самых ярких черт художественной манеры По. Читатель у него всегда соучастник описываемых событий. Он дрожит от не­терпения, когда Дюпен придирчиво исследует место происшествия п не спеша производит свои математические выкладки; ои само­забвенно собирает крупицы старых преданий и расшифровывает знаки на древнем пергаменте, хранящем тайну клада…