Диккенс вошел в мировую литературу как великий юморист и сатирик. Смех во всем многообразии его оттенков - от мягкой иронии до гневной сатиры - главное оружие Диккенса. Смех побеждает зло и утверждает добро, всегда торжествующее в романах Диккенса.
Чарлз Диккенс родился на юге Англии в предместье Портсмута – Лендпорте в семье чиновника морского ведомства. Когда ему исполнилось двенадцать, он уже был в Лондоне и самостоятельно зарабатывал себе на жизнь, помогая к тому же младшим братьям и сестрам. За неуплаченные долги Джон Диккенс попал в долговую тюрьму, а Чарлз, поселившись на окраине Лондона, поступил работать на фабрику ваксы. Несчастья и беды одинокой и неустроенной жизни, о которых он так не любил вспоминать в годы своей славы, приобщили Диккенса к миру лондонской бедноты, к страданиям брошенных на произвол судьбы одиноких детей, о судьбах которых он расскажет потом во многих, своих романах - в «Оливере Твисте», «Дэвиде Копперфилде», «Холодком доме».
Ч получает место чиновника в одной из лондонских судейских контор. Из мира судебных контор Чарлз попадает в журналистику. Получает место парламентского репортера. Мечта стать актером. Осуществить эту мечту ему не удалось. Он стал писателем. Начав как очеркист, Диккенс прославился как автор «Записок Пиквикского клуба». На протяжении нескольких лет он публикует свои очерки, которые привлекают читателей юмором и тонкой наблюдательностью их автора. «Очерки Боза» (Sketches by Boz) посвящены жизни Лондона и его обитателей - начался путь Диккенса в литературе, пролог к творчеству Диккенса-романиста.
В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.
1. - ранний - охватывает 1833-1841 гг. В это время созданы «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба» (первый роман, принес славу), «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».
2. - 1842-1848 гг. - приходится на время подъема рабочего движения в Англии. В эти годы написаны «Американские заметки» талант Диккенса-публициста, он обращается к жанру исторического романа («Барнеби Радж» 1841), пишет остро обличительные романы «Жизнь и приключения Мартина Чезлвнта» (1844) и «Домби и сын» (1848), очеркист («Картины Италии» 1846); создает цикл «Рождественских рассказов» (1843-1845).
3. - 1849-1859 гг. - открывается романом «Дэвид Копперфилд», за которым следуют «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит». Связь с народом и вера в народ, которые всегда были свойственны Диккенсу, еще больше усилились в его социальных романах 50-х годов. Характерная особенность произведений Диккенса этого периода заключается в преобладании в них сатиры над юмором.
4. охватывает 1860-е годы. В это десятилетие Диккенс создает романы «Большие ожидания», «Наш общий друг» и начинает работу над «Тайной Эдвина Друда». Завершить этот роман помешала смерть писателя. Связь с народом и вера в народ. Однако общий тон его романов становится иным - гораздо более пессимистическим, что объясняется утратой веры в возможность осуществления своего идеала в современных условиях. Диккенс, упорно искавший пути выхода из создавшегося положения, не мог не чувствовать, что найденное им - этот утопический мир добрых, наивных и бескорыстных людей, живущих как бы на островке среди океана зла, лжи и бесчеловечности буржуазного мира, - не имеет под собой широкой реальной основы (отсюда - элемент некоторой сказочности в романе «Наш общий друг» и глубокой печали в «Больших ожиданиях»).
В конце 30-х годов выходят романы Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (1837-1838) и «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1838-1839). В этих романах, построенных в форме жизнеописания героя, Диккенс углубляет критику буржуазного общества. Он обращается к вопросу о взаимоотношении личности и общества, личности и окружающей ее социальной среды. В судьбах центральных героев (Оливер Твист и Николас Никльби) писатель отразил тяжелую жизнь многих тысяч обездоленных. Жизнь Оливера Твиста начинается в работном доме. Английская буржуазия пыталась представить работные дома как своего рода благотворительные учреждения, в стенах которых престарелые рабочие и дети-сироты могут чувствовать себя вполне спокойно и устроенно. Диккенс смело разоблачил эту легенду. Маленькому Оливеру приходится столкнуться здесь с голодом, унижениями, незаслуженными оскорблениями и обидами. Надзиратель Бамбл и миссис Мэн, приглядывающая за детьми, - воплощение бесчеловечности и жестокости. Дети или умирают от побоев
И хронического недоедания, или превращаются в жалкие, забитые, запуганные существа. Просьба о дополнительной порции каши воспринимается надзирателем как бунт, опасный и совершенно недозволенный в стенах подобного учреждения. После бегства из работного дома Оливер становится учеником гробовщика, попадает в воровскую шайку, оказывается жертвой злодея СаЙкса и содержателя воровского притона
Фейджина. Жизнь открывается перед Оливером своими мрачными сторонами. Но случайная встреча с добрым мистером Браунлоу меняет его судьбу. Он находит приют у хороших людей, у него появляются друзья, выясняется тайна его происхождения, и роман завершается благополучной развязкой.
«Приключения Оливера Твиста»(1837). Название - это дань традиции, так называли свои книги писатели 18 века. Вокруг главного персонажа кипят страсти. Однако главный герой не становится субъектом действия, он объект. Оливер твист – идеал. персонаж, в этом смысле он статичен, нас увлекают перипетии его судьбы, но не он сам, как личность. В основе сюжета история таинственная и запутанная. В работном доме умирает молодая женщина, остается ее младенец – Оливер. После ряда испытаний он попадает в дом доброго мистера Браунлоу - это типичный персонаж для английской литературы 17 века, в его доме висит портрет молодой женщины, заметно сходство Оливера с ней. Но Оливер похищен, попадает в шайку Фейгина. Из признаний умирающей старухи становится известно, что у матери Оливера были медальон и кольцо, они попадают к служительнице работного дома – Бамблов. Некий человек Монкс покупает у Бамблов медальон и кольцо и выбрасывает в воду, он так же вступает в сговор с Фейгином с целью погубить Оливера. Оливер выбирается из шайки и попадает в дом доброй миссис Роз Мейли, которая оказывается его тетей. Браунлоу ведет расследование, нападает на след зловещего Монкса, вынуждает его дать показания. Монкс и Оливер - сводные братья, завещание составлено в пользу Оливера, при условии, что он вырастет джентльменом. Оливера усыновляет Браунлоу, он оказывается другом отца Оливера. Очень важно в романе изображение среды обитания, внимание сосредоточено на трех сферах: работный дом, с царящими там бесчеловечными порядками, обывательская среда (в учениках) и воровская шайка. Фигура Фейгина очень колоритна, он философ преступного мира, и полководец, он и отталкивающий, и притягательный, а под конец вызывает жалость. Диккенс- писатель-моралист, он пытается найти объяснение порокам и добродетелям во врожденных качествах, в воспитании. Д. убеждает в том, что преступление социально детерминировано. Нищета - причина преступления. Д. обвиняет законы Англии.
Жанр: роман-воспитание, много фантастики, действие на криминальной интриге. Герои-чудаки, идеальные герои, злодеи
В романе «Большие ожидания» особенно ярко проявились характерные особенности творчества позднего Диккенса. Идейный замысел, определивший содержание романа «Большие ожидания», его сюжет, композицию, систему художественных образов и весь стиль повествования, заключается в том, чтобы показать невозможность осуществления мечты человека о счастье в условиях современной писателю буржуазной действительности. Но замысел Диккенса не ограничивается только этим: он ведет своего читателя к пониманию того, что для простого честного человека нет места и не может быть удовлетворения и счастья в пустой, но обеспеченной жизни сытого буржуа.
Роман построен как жизнеописание бедного деревенского мальчика-сироты Пипа, ставшего благодаря помощи каторжника обеспеченным молодым человеком, лондонским джентльменом с большими надеждами на крупное наследство. История Пипа - это история постепенного крушения всех его ожиданий. Образ героя романа Пипа существенно отличается от образов молодых людей в предыдущих романах Диккенса (Оливер Твист, Николас Никльби). Характер Пипа динамичен: он в постоянном движении и изменении. Пип в центре внимания автора на всем протяжении повествования; его судьба, успехи и неудачи, его внутренний мир, его взаимоотношения с окружающими составляют-основу развития действия романа.
Блестящим художественным приемом, всецело вытекающим из идейного замысла романа, является прием сближения и переплетения в романе мира джентльменов и мира преступников, темы джентльменства и темы преступности. Преступный мир, мир каторжников и убийц, который вторгается в жизнь Пипа и определяет его судьбу, - это оборотная сторона мира джентльменов. Диккенс последовательно ведет своего читателя к выводу о том, что между джентльменом и преступником разницы нет: дело в форме и степени преступления, а также в умении его скрыть. Эта мысль раскрывается в изображении каторжника Абеля Мэгвича и джентльмена-преступника Кампесона. Рассказывая историю Мэгвича, Диккенс показывает, как общество, преступное в своей основе, создает преступников, калечит людей, отправляет их на каторгу и виселицу. Трагична и судьба мисс Хэвишем.
Образу Пипа в романе противопоставлен образ Джо. Честный и трудолюбивый деревенский кузнец находит подлинное счастье в мирной семейной жизни, в своем труде. Джо понимает, что простые люди ничего общего не имеют с «обществом джентльменов» и что они должны быть все вместе. «Оно, пожалуй, и лучше было бы, кабы обыкновенные люди, то есть кто попроще да победнее, так бы и держались друг за дружку», - говорит Джо. В стремлении найти свой идеал в среде простых людей, в том единении их, о котором говорит Джо, проявился демократизм писателя.