2. Литература Возрождения в Англии. Джефри Чосер – родоначальник реализма в Англии, его сборник «Кентерберийские рассказы»

Расцвет английской литературы приходится на вторую половину 16 в. – начала 17 в., когда в ряде европейских стран обозначился кризис гуманизма. Но английская литература превзошла другие страны, особенно драматургия. Она отобразила сложность жизни, трагические противоречия общества. Великие географические открытия сделали Англию центром мировых торговых путей. «Новое дворянство» превратилось в буржуа. Процесс первичного накопления капитала происходил в классической форме: массовое насильственное изгнание крестьян, «огораживание», разведение овец («овцы съели людей»). Происходит реформация церкви королем Генрихом VIII. Церковь лишилась влияния на идеологию. Разгром в 1588 г. испанской «Непобедимой Армады» вызвал патриотический подъем. Следовательно, была создана культура и литература английского Возрождения.

Джефри Чосер (1340 – 1400) – родоначальник реализма в английской литературе, создатель нового литературного языка, системы стихосложения, последний поэт средних веков, первый поэт нового времени. Выходец из купеческой семьи, придворный, контролер таможни лондонского порта, член Парламента, мировой судья. Он постоянно общался с народом, знал жизнь деревни, нравы и обычаи рыцарства, церковную книжность. Дважды совершил путешествие в Италию с дипломатическими миссиями. Порвал со средневековым религиозным мироощущением, дворянской литературной традицией, испытал влияние творчества Данте, Петрарки, Боккаччо, воспринял учение гуманизма, ставшее идейной основой всего его творчества.

Воспринимая традиции средневековья, Ч. Пересматривал их в соответствии со свойственным ему широким взглядом на мир и человека. Неприемлем средневек схематизм. Утверждал за человеком право на земное счастье, восхищался его умом и энергией, славил его находчивость и жизнелюбие. Характерно чувство жизни во всех её проявлениях, стремление к жизни.

Каноны средневек поэзии узки, он разработал основы англ силлабо-тонического стихосложения. Тесно в жанровых формах (аллегорич и дидактич поэма - «видение»). Новые жанры: психол роман в стихах, стихотворная новелла, ода. Заложил основы сатирическ традиции в лит Англии (градации смеха: от безобидной шутки до глубокого обличения). Говорить о людях всю правду, изображать их высок порывы и низкие помыслы.

Вклад в становление англ литерат языка. Связь с нац жизнью Англии, лондонский диаоект

«Кентерберийские рассказы» (1385 – 1400) – первый классический образец реализма в английской литературе. Автор обратился к изображению реальной английской жизни. Произведение напоминает «Декамерон» Боккаччо (приём сюжетного обрамления книги новелл), представляет собой сборник стихотворных повестей и новелл, которые рассказываются определенными личностями. Начинается с пролога, в котором дается изображение рассказчиков, затем – истории: 22 стихотворных и 2 прозаических рассказа. В середине апреля рассказчик остановился в гостинице, где поселилась группа паломников (29 человек). Харчевня «табард» в Соуерке. Переночевав, они отправились в Кентербери к мощам святого Томаса Бекета. Чтобы сделать путешествие приятным, хозяин Гарри Бейли предлагает рассказывать истории. Автор лучшего рассказа будет награжден ужином. В сборнике изображаются рыцари и купцы, студент и юрист, продавец индульгенции, игуменья женского монастыря, веселый мельник, вдовушка и т. д. Каждый из них рассказывал историю, соответствующую его социальному и психологическому облику. Перед нами проходит вся Англия 14 в. Атмосфера пероломной эпохи; феодальный строй изживает себя. Автор использует принцип двойного изображения жизни (рассказ в рассказе).

Рыцарь – романтическая история соперничества между двумя друзьями из-за одной девушки.

Мельник – история о том, как студент «наставил рога» плотнику.

Управляющий – о проделках студентов.

Юрист – нравоучительная история о добродетельной Констанции.

Монах – история о падении великих людей.

Священник – забавная история о Петухе и Курочке.

Врач – о Тите Ливии.

Купчиха – история о рыцаре, искавшем ответ на вопрос, что женщины любят больше всего.

Студент – история о Гризельде.

Купец – история о старике, обманутом его женой.

Чосер задумал 120 рассказов, но написал лишь 1/5 часть.

Большая часть новелл написана пятистопным ямбом и парно-рифмованным двустишием с чередованием мужских и женских рифм. Чосер первый применил этот стих в Англии, заимствовав его из французской поэзии.

Галерея образов открывается портретом рыцаря, чей кам­зол поизносился в многочисленных походах, «потерт кольчу­гой, пробит и залатан»; рыцарь воевал с сарацинами н языч­никами, ходил на Литву, брал Александрию. Здесь же рядом кряжистый, бритоголовый йомен с лицом, опаленным солн­цем и холодным ветром; монах, любящий «охоту и богомолье - только не работу»; он весь оплыл жиром, «проворные глаза запухли». Здесь купец, рассуждающий о том, «как получать и сберегать доходы», студент из Оксфорда, «обтрепанный, убо­гий, худой, измученный плохой дорогой».

Несколькими штрихами Чосер обрисовывает внешний вид каждого из паломников, его костюм и повадки. Уже по этим лаконичным замечаниям можно представить людей вполне определенной эпохи, определенного социального слоя общества.

Чосер не жалеет красок при описании своих героев; вот портрет мельника:

Весьма разнообразные по своему характеру, новеллы сли­ваются в единое поэтическое целое; возникает яркая, реали­стически правдивая картина английской действительности.

Эпоха раскрывается в облике представляющих ее людей, во всем множестве деталей и подробностей бытового характера, в беглых, но точных портретных характеристиках.