24. Англ эстетизм. Оскар Уайлд «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд, возглавивший эстетизм как литературное течение в Англии, определил свое кредо в статьях, вошедших в сборник «Намерения» (Intentions, 1891). От обыденной жиз­ни буржуазного общества, где царит несправедливость, писа­тель отстранялся и уходил в обитель красоты.

Выдвигая культ красоты в качестве антипода буржуазной пошлости, которую он не приемлет, Уайльд вместе с тем отде­ляет красоту от нравственного начала и в связи с этим отхо­дит от реальности, отрицает необходимость познания ее; тем самым он впадает в эстетство, аморализм, декадентство. Он изрекает афоризмы, в которых проповедуются сомнительные ценности, релятивистские и аморальные идеи.

Уайльд обнаружил нежелание следовать реализму, хотя и высоко ценил таких художников, как Тургенев, Толстой, Дос­тоевский, Бальзак. В диалоге «Упадок лжи» (1889) Уайльд утверждает, что действительность подра­жает искусству. Тем самым он ставит искусство выше жизни, предпочитает жизни красоту произведений искусства. Пара­доксальное утверждение Уайльда о том, что творчество - это искусство лжи, выражает суть его эстетской и гедонистиче­ской позиции.

При всех противоречиях своей эстетики Уайльд умел це­нить реалистическое искусство. Он проявил интерес к русской литературе, в частности к творчеству Достоевского. Связывая идею красоты с трагическим, он часто обращался к трагиче­ским мотивам в своих произведениях.

Противоречия во взглядах Уайльда обнаруживаются осо­бенно рельефно в его романе «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1891). Писатель строит образы, сюжет­ные эпизоды в соответствии со своими излюбленными эстет­скими представлениями: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система обра­зов н развитие сюжета раскрывают ложность этих идей. Ди­намика сюжета преодолевает статику отдельных эпизодов. Объективный смысл романа вступает в противоречие со зна­чением отдельных эпизодов и, по сути дела, опровергает всю программу эстетизма и гедонизма, импонирующую автору.

Идея «искусство выше жизни» заключена в сценах знаком­ства красавца Дориана Грея с актрисой Сибнлой Вейн, иг­равшей в шекспировских пьесах. Дориан полюбил Сибилу за то, что она могла талантливо перевоплощаться в образы Джульетты и Розалинды и глубоко изображать их чувства.

Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Про­изведения искусства для него значительнее, чем жизнь. Когда Сибила полюбила Дориана Грея, она уже не могла больше жить чувствами театральных героинь. Сибила могла изобра­жать на сцене страсть, которую не чувствовала, но она уже не могла играть страсть, познав ее истинную сущность. Увидев плохую игру актрисы, Дориан разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства - шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его пре­клонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана Грея убивает Сибилу. Узнав о том, что Дориан ее не любит, она кончает самоубийством.

В романе дискредитируется гедонистическая позиция лор­да Генри Уоттона и Дориана Грея. Лорд Генри очаровал До­риана своими изящными, но циничными афоризмами. «Новый гедонизм - вот что нужно нашему поколению. Было бы тра­гично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка». «Люди не эгоистичные всегда бесцветны. В них не хватает индивидуальности». Путь наслаждений, на который стал Дориан Грей, - это путь порока. Душа его все больше развращается. Он оказывает развращающее влияние на других. Наконец, Дориан совершает преступление: убивает художника Бэзила Холуорда, затем заставляет химика Алана Кэмпбела уничтожить труп. Впоследствии Алан Кэмпбел кон­чает жизнь самоубийством. Эгоистическая жажда наслажде­ний оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Идея гедонизма развенчивается в романе Уайльда.

Сюжет этого произведения, включающий фантастический элемент, последовательно дискредитирует поклонение красо­те, лишенной одухотворенности и нравственности. Создан­ный Бэзилом Холуордом портрет прекрасного юноши, каким был в молодости Дориан Грей, является символом совести героя. Фантастический элемент в романе заключается в том, что Дориан Грей остается всегда молодым и красивым, а портрет, словно его двойник, отражает все изменения в душе реального Дориана и его старение. Каждый новый шаг в нравственном падении Дориана отражается на его портрете. На лице, изображенном художником, появляются черты жес­токости и лицемерия. Мысль о портрете преследует героя, он считает его источником всех своих несчастий. Дориан все глуб­же погружается в пучину зла. Порочная жизнь начинает, нако­нец, тяготить его, но он зашел уже слишком далеко и не в силах вырваться, не в силах сойти с этого пути. Отсюда его последний отчаянный и роковой поступок: он бросается с ножом на порт­рет, но убивает самого себя. Дориан и его портрет поменялись местами: на полу, перед портретом, лежит отвратительный старик с ножом в груди, а на стене висит портрет прекрасного юноши. История Дориана Грея является осуждением индиви­дуализма, эстетской бездуховности^ гедонизма.

«Портрет Дориана Грея» написан в импрессионистиче­ском стиле. Детали отличаются изысканностью и манерным изяществом. Роман начинается словами: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов шиповника».

Для стиля романа характерна парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персона­жей. Герои романа говорят парадоксами. Однако многие па­радоксальные суждения в романе направлены против лице­мерной буржуазной морали, против социальных явлений анг­лийской жизни. Бэзил Холуорд говорит, например: «Англия достаточно плоха... и все английское общество никуда не го­дится». «Едва ли во всей палате общин найдется хоть одно ли­цо, которое бы стоило нарисовать, хотя многих из них и следо­вало бы побелить немного». В самом романе определяется от­ношение парадокса к жизненной правде: «Правда жизни от­крывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические шутки, какие проде­лывает Истина, мы можем правильно судить о ней».