27. Проза О. Генри

За десять лаг своей литературной жизни он написал свыше шестисот рассказов, комических пьес и юмористических стихов.

В 1904 г. появилась первая книга О. Генри — роман. «Короли н капуста». За ней последовали сборники вовелл — «Четыре миллиона» (1906), «Горя­щий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907) а др.

В книге «Короли а капуста» О. Генри создал, но его словам, «трагический водевиль», «комедию, сшитую из пестрых лоскутьев» о взаимоотношениях США и их полуколонии в Южной Америке.

В рассказах О. Генри США выглядят страной грубой, прими­тивной, но процветающей. Социальные беды своих героев 0. Генри чаще всего подает лишь как несчастья их личной жизни, а не как следствие общественно-политич системы; антагонизм стара­ется «снять» с помощью филантропии.

Но иногда О. Геярп. не выдерживает «сказочного», безмятежно­го тона и зло издевается над «кающимися» дельцами, которые жертвуют деньги «на устройство научно оборудованных клозетов» и катают на своих яхтах детишек бедняков, чтобы морской ветер «сдул грязь с тех денег», что нажиты темными аферами. В паро­дийном рассказе «Кафедра филантроматематики» звучат сатири­ческие ноты. Иронизируя над буржуа-филантропами, автор пишет: «Когда человек ограбил своих ближних, ему становится жуткова­то и хочется отдать часть награбленого». В рассказе раскрывается природа ханжеских филантропических «порывов».

Рассказы О. Генри населены простым людом. Бездомный бро­дяга на садовой скамейке, голодающая продавщица, ломовой из­возчик» рудокоп, кассир, актер, игрок, мелкий жулик, стеногра­фистка, ковбой, бедный художник — все они ведут неравную, под­час трагическую борьбу за свое существование.

В рассказах О. Генрн очень много умирающих от голода, истощенных, задавленных тяжелой, непосильной работой тружеников или отчаявшихся безработных; несчастных, покинутых любимы­ми, затерянных а придавленных нуждой людей, но их судьбы описаны мимоходом, оттеснены на задний план, а на первом плане стоит что-либо интригующе-забавное, необычайное, — как будто писатель лишь тайком старается сохранить социальную тематику в своих произведениях.

Изображение причудливое, юмористическое, мелодраматичное, но реального, характерного амер мира. Своеобразный социальный романтизм не имеет ничего ощего с буржуазной хваткой. Чужды идеалы предприимчивости. Культ сильной личности (Джек Лондон, Драйзер) не существовал для этого аполитичного рассказчика историй. Не сатирик и не обличитель. Он просто смешит и смеется, жалеет и будит жалость, иногда жалит. Пафос беспомощного человека в опасном и увлекательном мире под чуть гротескной комической маской.

Юмор 0. Генри не редко имеет привкус горечи. Остроумен, почти анекдотичен, но не весел рассказ «Дары волхвов». Писатель в ве наперев обличать виновников нищеты Джима и Деллы. У него иная цель. Он утверждает: дары любящего сердца — величайшее сокровище ив свете. О. Генри изображает отзывчивость, доброе сердце, самопожертвование про­стых, неимущих людей. Ведет рассказ о вечере сочельника в семье Джима и Дэллы Юнг. Всё происходит сию минуту, на глазах у читателя, предыстория событий или персонажа лаконична. «рождественск рассказ», герои кот пожертвовали своими величайшими и единственными сокровищами и втайне купили друг другу давно облюбованные подарки. ОГ повествует об этом легко, четко, весело, с сердечным участием к американцу непрактичному, непредприимчивому, не умеющему «делать деньги», а лишь трудно и скудно их зарабатывать. В этой реалистичной Катрине быта и нравов, снимке из жизни бедной но респектабельной амер четы из доходного дома в нью Йорке начала 20 века есть многое от поэтики новеллы-сказки – столь характерного жанра ОГ. Самый дух чудесного, вера в закон доброго случая, пусть даже не всегда торжествующий, вера в простое торжество доброты и великодушия, а отсюда и мораль – каким бы причудливым и насмешливым образом ни была она высказана. Ироническая игра. Веселая ирония – это его мироощущение в действии. В своём непрактичном бескорыстном великодушии герои мудрее библейских волхвов, которые некогда №»завели моду делать рожд подарки… Может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности.» - мораль.

Изменился образ рассказчика в рассказе – это не привычная маска, а действующее лицо, каждый раз новое, меняющееся в зав-ти от обстоятельств сюжета. И всё же между автором и рассказчиком всегда есть дистанция, вы никогда не спутаете речь автора, культивированную, шутливо разбросанную, с языком персонажей, которым иногда ОГ поручает вести повествование.

Ирония придает блеск и твердость романтическому и сентиментальному мироощущению ОГ. Пародийность повествования: против шаблонов, жизненных и лит-ных. (фабула в некоторых новеллах целиком посторена на пародийно-разрушительном принципе – «Обед у…» сноска – см раздел объявлений «где можно хорошо пообедать» в газете)

Судьба – главный двигательвсего, что происходит в мире ОГ. Два жулика похищают мальчишку лет 10 с целью выкупа. Соц суть: незадачливые жулики – обездоленные люди, придавленные нуждой, вынуждены либо молча умирать от голода, либо заниматься воровстом. ьПисатель сочувствует этим невольным преступникам. Они часто простодушны и наивны, и сами оказываются жертвами своих проделок (Билли и Сэм). Сохраняя анекдотичность ситуации, автор всегда подчеркивает человечность в людях, опустившихся на соц дно.

ОГ – мастер словесных эффектов с честным, деловитым, экономным англ языком со всевозможными жаргонами. Фраза у ОГ обычно остросюжетны. Воспроизведение англ речи латиноамериканцев. Диалектизмы и сленг разного рода насыщают новеллистику ОГ. Элементы просторечия наделены остроумием. Неграмматические обороты… Словесная ихобретательность. В монологах и рпликах героев, рассказчиков историй, запечатлен образ современника ОГ, американца с улицы – человека без образования. Но с претензиями на эрудицию и интеллегентность.. Существо, воспит на популярной прессе. Образ явно стилизированный, но чрезвычайно жизненный. От имени этих персонажей и ведутся рассказы, с сохранением причудливой орфографии, полуграмотного, но наблюдательного человека.

Одним из лучших рассказов 0. Геврв заслуженно считается «Последний лист». Сюжет новеллы парадоксален. Но тем не менее он отражает закономерности действительности, с его помощью пи­сатель раскрывает социальную и этическую правду. Старик Бэр­ман — художник неудачник. Жизнь нещадно бьет его, лишая ра­дости творческого труда. Малюя вывески для рекламы ради куска хлеба, Бэрман мечтает о большом полотне:. «Когда-нибудь я на­пишу у шедевр...» И шедевр создан, только совсем не такой парад­ный, какой представлялся художнику. Зато маленький листок плюща, нарисовавный Берманом на кирпичной стене, возвратил к жизни умиравшую девушку. А сам художник заплатил собствен­ной жизнью за право действовать по законам высокой человече­ской дружбы. Писатель мастерски пользуется парадоксами и конт­растами. Бэрман— «злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью», — оказался обладателем большого сердца, способного на самопожертвование; ложные представления об искусстве как о чем-то парадно-помпезном противопоставлены буднично-скромному, истинному мастерству, вся сила которого заключается в том простом факте, что нарисованный листок плюща нельзя отличить от настоящего.

О. Генри хорошо удается поредать пели кое в простом и лаж комичном, открыть настоящее в ложном и предвзятом. Ппсатель охотно совершает психологические экскурсы в область человеческих взаимоотношений

О. Генри страстно любил Нью-Йорк, посвятил ему целый цикл рассказов, в котором изображал город как пленительную фантасмагорию. И в то же время Нью-Йорк для него — «город Подлости», вертеп, где гибнут наивные души (повеяла «Без вымысла»), город-спрут («Неоконченный рассказе), враг человека, «кровожадный идол, молох, чудовище, которому красота, невинность и гений страны платят дань»

Комические гротески – глубокий соц анализ.

Всегда интригующий парадоксальный сюжет. Неожиданная эксцентрическая развязка. Построение рассказов целостно. ОГ – мастер короткого рассказа, талантливый худ-к-воспитатель: к-ра мысли и чувства читателя – предмет его неустанных забот.