За десять лаг своей литературной жизни он написал свыше шестисот рассказов, комических пьес и юмористических стихов.
В 1904 г. появилась первая книга О. Генри — роман. «Короли н капуста». За ней последовали сборники вовелл — «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907) а др.
В книге «Короли а капуста» О. Генри создал, но его словам, «трагический водевиль», «комедию, сшитую из пестрых лоскутьев» о взаимоотношениях США и их полуколонии в Южной Америке.
В рассказах О. Генри США выглядят страной грубой, примитивной, но процветающей. Социальные беды своих героев 0. Генри чаще всего подает лишь как несчастья их личной жизни, а не как следствие общественно-политич системы; антагонизм старается «снять» с помощью филантропии.
Но иногда О. Геярп. не выдерживает «сказочного», безмятежного тона и зло издевается над «кающимися» дельцами, которые жертвуют деньги «на устройство научно оборудованных клозетов» и катают на своих яхтах детишек бедняков, чтобы морской ветер «сдул грязь с тех денег», что нажиты темными аферами. В пародийном рассказе «Кафедра филантроматематики» звучат сатирические ноты. Иронизируя над буржуа-филантропами, автор пишет: «Когда человек ограбил своих ближних, ему становится жутковато и хочется отдать часть награбленого». В рассказе раскрывается природа ханжеских филантропических «порывов».
Рассказы О. Генри населены простым людом. Бездомный бродяга на садовой скамейке, голодающая продавщица, ломовой извозчик» рудокоп, кассир, актер, игрок, мелкий жулик, стенографистка, ковбой, бедный художник — все они ведут неравную, подчас трагическую борьбу за свое существование.
В рассказах О. Генрн очень много умирающих от голода, истощенных, задавленных тяжелой, непосильной работой тружеников или отчаявшихся безработных; несчастных, покинутых любимыми, затерянных а придавленных нуждой людей, но их судьбы описаны мимоходом, оттеснены на задний план, а на первом плане стоит что-либо интригующе-забавное, необычайное, — как будто писатель лишь тайком старается сохранить социальную тематику в своих произведениях.
Изображение причудливое, юмористическое, мелодраматичное, но реального, характерного амер мира. Своеобразный социальный романтизм не имеет ничего ощего с буржуазной хваткой. Чужды идеалы предприимчивости. Культ сильной личности (Джек Лондон, Драйзер) не существовал для этого аполитичного рассказчика историй. Не сатирик и не обличитель. Он просто смешит и смеется, жалеет и будит жалость, иногда жалит. Пафос беспомощного человека в опасном и увлекательном мире под чуть гротескной комической маской.
Юмор 0. Генри не редко имеет привкус горечи. Остроумен, почти анекдотичен, но не весел рассказ «Дары волхвов». Писатель в ве наперев обличать виновников нищеты Джима и Деллы. У него иная цель. Он утверждает: дары любящего сердца — величайшее сокровище ив свете. О. Генри изображает отзывчивость, доброе сердце, самопожертвование простых, неимущих людей. Ведет рассказ о вечере сочельника в семье Джима и Дэллы Юнг. Всё происходит сию минуту, на глазах у читателя, предыстория событий или персонажа лаконична. «рождественск рассказ», герои кот пожертвовали своими величайшими и единственными сокровищами и втайне купили друг другу давно облюбованные подарки. ОГ повествует об этом легко, четко, весело, с сердечным участием к американцу непрактичному, непредприимчивому, не умеющему «делать деньги», а лишь трудно и скудно их зарабатывать. В этой реалистичной Катрине быта и нравов, снимке из жизни бедной но респектабельной амер четы из доходного дома в нью Йорке начала 20 века есть многое от поэтики новеллы-сказки – столь характерного жанра ОГ. Самый дух чудесного, вера в закон доброго случая, пусть даже не всегда торжествующий, вера в простое торжество доброты и великодушия, а отсюда и мораль – каким бы причудливым и насмешливым образом ни была она высказана. Ироническая игра. Веселая ирония – это его мироощущение в действии. В своём непрактичном бескорыстном великодушии герои мудрее библейских волхвов, которые некогда №»завели моду делать рожд подарки… Может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности.» - мораль.
Изменился образ рассказчика в рассказе – это не привычная маска, а действующее лицо, каждый раз новое, меняющееся в зав-ти от обстоятельств сюжета. И всё же между автором и рассказчиком всегда есть дистанция, вы никогда не спутаете речь автора, культивированную, шутливо разбросанную, с языком персонажей, которым иногда ОГ поручает вести повествование.
Ирония придает блеск и твердость романтическому и сентиментальному мироощущению ОГ. Пародийность повествования: против шаблонов, жизненных и лит-ных. (фабула в некоторых новеллах целиком посторена на пародийно-разрушительном принципе – «Обед у…» сноска – см раздел объявлений «где можно хорошо пообедать» в газете)
Судьба – главный двигательвсего, что происходит в мире ОГ. Два жулика похищают мальчишку лет 10 с целью выкупа. Соц суть: незадачливые жулики – обездоленные люди, придавленные нуждой, вынуждены либо молча умирать от голода, либо заниматься воровстом. ьПисатель сочувствует этим невольным преступникам. Они часто простодушны и наивны, и сами оказываются жертвами своих проделок (Билли и Сэм). Сохраняя анекдотичность ситуации, автор всегда подчеркивает человечность в людях, опустившихся на соц дно.
ОГ – мастер словесных эффектов с честным, деловитым, экономным англ языком со всевозможными жаргонами. Фраза у ОГ обычно остросюжетны. Воспроизведение англ речи латиноамериканцев. Диалектизмы и сленг разного рода насыщают новеллистику ОГ. Элементы просторечия наделены остроумием. Неграмматические обороты… Словесная ихобретательность. В монологах и рпликах героев, рассказчиков историй, запечатлен образ современника ОГ, американца с улицы – человека без образования. Но с претензиями на эрудицию и интеллегентность.. Существо, воспит на популярной прессе. Образ явно стилизированный, но чрезвычайно жизненный. От имени этих персонажей и ведутся рассказы, с сохранением причудливой орфографии, полуграмотного, но наблюдательного человека.
Одним из лучших рассказов 0. Геврв заслуженно считается «Последний лист». Сюжет новеллы парадоксален. Но тем не менее он отражает закономерности действительности, с его помощью писатель раскрывает социальную и этическую правду. Старик Бэрман — художник неудачник. Жизнь нещадно бьет его, лишая радости творческого труда. Малюя вывески для рекламы ради куска хлеба, Бэрман мечтает о большом полотне:. «Когда-нибудь я напишу у шедевр...» И шедевр создан, только совсем не такой парадный, какой представлялся художнику. Зато маленький листок плюща, нарисовавный Берманом на кирпичной стене, возвратил к жизни умиравшую девушку. А сам художник заплатил собственной жизнью за право действовать по законам высокой человеческой дружбы. Писатель мастерски пользуется парадоксами и контрастами. Бэрман— «злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью», — оказался обладателем большого сердца, способного на самопожертвование; ложные представления об искусстве как о чем-то парадно-помпезном противопоставлены буднично-скромному, истинному мастерству, вся сила которого заключается в том простом факте, что нарисованный листок плюща нельзя отличить от настоящего.
О. Генри хорошо удается поредать пели кое в простом и лаж комичном, открыть настоящее в ложном и предвзятом. Ппсатель охотно совершает психологические экскурсы в область человеческих взаимоотношений
О. Генри страстно любил Нью-Йорк, посвятил ему целый цикл рассказов, в котором изображал город как пленительную фантасмагорию. И в то же время Нью-Йорк для него — «город Подлости», вертеп, где гибнут наивные души (повеяла «Без вымысла»), город-спрут («Неоконченный рассказе), враг человека, «кровожадный идол, молох, чудовище, которому красота, невинность и гений страны платят дань»
Комические гротески – глубокий соц анализ.
Всегда интригующий парадоксальный сюжет. Неожиданная эксцентрическая развязка. Построение рассказов целостно. ОГ – мастер короткого рассказа, талантливый худ-к-воспитатель: к-ра мысли и чувства читателя – предмет его неустанных забот.