33. Теодор Драйзер «Сестра Керри»

Вхождение в большую литературу 30-летнего Драйзера – роман «Сестра Керри» (1900). В основе его лежал автобиографический материал, в частности история старшей сес­тры писателя — Эммы. Рукопись долго не могла найти издателя. Драйзеру помог Фрэнк Норрис.

С определенной временной дистанции очевидно, что роман — не только веха в писательской карьере Драйзера. Он одна из точек отсчета в истории литературы США. Роман фактически открыл американский реализм XX в.

История молодой женщины. В романс несколько интересно выписанных персонажей. Судьбы главных героев Керри Мибер и Герствуда развернуты контрастно: восхождение молодой женщины и падение ее возлюбленного. На их жизненных дорогах нашли своеобразное отражение глубинные закономерности аме­риканской действительности.

Литература XIX в. дала ряд классических романов, запечатлев­ших историю молодого человека (Диккенс и др.). «Сестра Керри» — роман соииально-психологический, он воссоздает историю молодой женщины. Ис­торию о том, как скромная провинциалка, приехав в большой город, пробивается к богатству и успеху. Й одновременно исто­рию о том, с какими нравственными утратами это сопряжено.

Памятна завязка романной коллизии: «Когда Каролина Мибер садилась в поезд, уходивший дном в Чикаго, все ее имущество заключалось в маленьком сундучке, чемодане из поддельной кроко­диловой кожи, коробочке с завтраком и желтом кожаном кошельке, где лежали железнодорожный билет, клочок бумаги с адресом сестры... и четыре доллара». Романист так описывает герои-ню. она миловидна, смышлена, игрива, но застенчива, преис­полнена иллюзий, свойственных молодости. И, как добавляет пи­сатель, «основной чертой ее характера» был эгоизм. Позднее это многое объяснит а поведении Кэрри. Ей 18 лет, она впервые по­кидает родной кров и едет в Чикаго.

В сюжетной линии Керри высвечивается несколько судьбонос­ных для нее моментов.

Первый этап — встреча с разбитным коммивояжером Друэ по дороге в Чикаго. Затем пребывание у ее сестры Минни, в семье Гансонов, про­стых тружеников, знакомых с нуждой. Поиски работы, долгие и безре­зультатные, пока ей не удается получить место работницы на обувной фабрике. Эта пора описана в главе VI, красноречиво озаглавленной «Ма­шина и девушка». Керри обречена на изнурительный и однообразный труд. Заметно блекнет ее свежесть, а болезнь в конце концов побуждает оставить фабрику. Наступает зима, героиня оказывается без средств к существованию.

В этот момент и происходит новая случайная встреча с Друэ. В труд­ной для девушки ситуации коммивояжер материально поддерживает Керри делает ей подарки. Керри становится его любовницей.

Подобный поворот сюжета был достаточно смелым с точки зре­ния общественной морали и литературных нравов того времени.

Драйзер верен воспринятому им от натуралистов принципу де­терминизма. Поведение Керри во многом продиктовано обстоя­тельствами. Было бы упрощением полагать, что Керри просто «про­дается» Друэ. Она неравнодушна к нему, мечтает о законном бра­ке, семейной жизни. А Друэ медлит со своими обещаниями.

История Герствуда. Следующая веха в истории Керри-встреча с Герствудом, управляющим баром, человеком импозан­тным, но немолодым. Он старше Керри на 20 лет. Основатель­ностью, уверенностью в себе он резко контрастирует с легкомыс­ленным Друэ. Отношения Герствуда с женой на грани развода, дети уже взрослые, его чувство к Керри, молодой, привлекатель­ной, наделенной, как выяснилось, артистическими способностя­ми, психологически объяснимо. Герствуд олицетворяет тог мир, к которому тянется Керри. Увлеченный молодой женщиной, Гер­ствуд похищает деньги из кассы бара и бежит с ней в Канаду, потом они обосновываются в Нью-Йорке.

Принципиально важны нью-йоркские главы романа. Большой город словно испытывает чувства героев на прочность. Керри ве­зет, она идет вверх, Герствуд, напротив, скользит вниз. Этн про­цессы развертываются параллельно друг другу. Герствуд терпит одну неудачу за другой в поисках работы. Это его деморализует, он те­ряет внутренний стержень. В отчаянии Герствуд нанимается штрейк­брехером во время забастовки водителей трамвая, но получает ранение осколками стекла разбитой кабины, Это окончательно ломает его, он кончает жизнь самоубийством, отравившись газом в жалкой ночлежке, где нашел последнее пристанище.

К этому времени Керри уже давно бросила Герствуда. Он ну­жен был ей лишь тогда, когда олицетворял успех. В роли неудач­ника он ею безжалостно отринут. И это безупречно мотивирован­ный поступок.

В романе приоткрывается «технология» удачи в артистической среде. Некоторое время, обладая заурядными способностями, Кер­ри подвизается на вторых ролях, в кордебалете. Ее судьбу круто меняет счастливая случайность. Однажды ее миловидное личико попадает в популярную газету. На него обращают внимание. Керри получает предложения, роли, ангажемент, а с ними приходят популярность и деньги. Но подобный успех не приносит eft мо­рального удовлетворения. Она чувствует, что ее роли, импониру­ющие массовым вкусам, далеки от серьезного искусства. Керри тоже не достигла счастья, ибо не познала радости истинного твор­чества. Отсюда ее одиночество.

Поэтика романа. В романе проявилась важнейшая особен­ность художественной методологии Драйзера: он включает судь­бы своих героев в широкий философский контекст, что подчер­кивают двухсоставные заголовки каждой из глав романа: «Притя­гательная сила магнита. Во власть стихий»; «Чем грозит нищета. Гранит и бронза»; «Мечты утрачены. Действительность глумится»; «Путь побежденных. Эолова арфа» и т. д.

А вот пример прямого авторского голоса, комментария к фи­нальной сцене, когда Керри сидит одна в качалке: «О Керри, Керри! О слепые желания человеческого сердца! Вперед, вперед! — твердит оно, стремясь туда, куда ведет его красота. Звякнет ли бубенчик одинокой овцы на тихом пастбище, сверкнет ли красо­той сельский уголок, обдаст ли душевным теплом мимолетный взгляд, — сердце чувствует, отвечает» летит навстречу... В своей качалке у окна ты будешь мечтать о тихом счастье, какого тебе никогда не изведать».

Тема проклятия и творчества. Стечение обстоятельств.