41. Уильям Мейкпис Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Уильям Теккерей принадлежит к блестящей плеяде англий­ских реалистов.

Теккерей - один из крупнейших сатириков Англии. Свое­образие и сила его таланта проявились в сатирическом обли­чении буржуазно-аристократического общества. Его вклад в развитие романа связан с разработкой формы романа - се­мейной хроники, раскрывающей частную жизнь героев в ор­ганической связи с жизнью социальной. Сатира Теккерея на­родна в своей основе.

Он родился в Индии, в Калькутте, где его отец служил в колониальной администрации в должности судьи и главного сборщика на­логов. В 6 лет отправлен в Англию. Кэмбридж.

Теккерей занимается издательской и журналистской деятельностью, выступая и как писатель, и как художник-карикатурист. Многие из своих произведений Тек­керей иллюстрировал сам. Демокр взгляды; статьи, очерки, пародии и заметки на злободневные общественно-политические темы.

Вершина его реали­стического творчества - роман «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair. A Novel Without а Него, 1848). В этих произведениях, созданных в период подъема чартистского движения, соци­альная критика Теккерея, его реалистические обобщения и сатирическое мастерство достигают наибольшей силы. Теккерей уловил связь между людьми современного ему общества, основанную на «бессердечном чистогане», на маги­ческой власти денег. Это общество предстает в его произведе­ниях как громадная ярмарка, где все продается и все покупа­ется. Правдиво изображая отталкивающее лицо английского буржуа, Теккерей не питал, подобно Диккенсу, иллюзий отно­сительно возможности его превращения в доброго и отзывчи­вого человека. Теккерей - писатель несколько иного типа. В нем преобладает сатирик и социальный обличитель. Для него главное - раскрытие суровой правды жизни без всяких при­крас и иллюзий.

Название романа - «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» - заимствовано из «Пути паломника» Джона Беньяна, создав­шего аллегорический образ торжища житейской суеты. «Яр­маркой тщеславия» Теккерей назвал буржуазно-аристократи­ческое общество своего времени, сравнив современную ему Англию с огромной ярмаркой.

Длинной вереницей проходят перед читателями буржуаз­ные дельцы и помещики, члены парламента и дипломаты, знатные лорды и чиновники. Все они живут соответственно бесчеловечным законам «ярмарки тщеславия». Форма подачи материала в романе Теккерея весьма своеобразна. Действую­щих лиц своего повествования он сравнивает с марионетками, а себя с кукольником, приводящим их в движение. Кукольник делает замечания по поводу героев-марионеток, дает свои оценки, в ряде отступлений высказывает свои суждения. Ис­кусство «кукольника» Теккерея так велико, что он заставляет забыть об условности избранного им приема и в игре по­слушных его воле марионеток позволяет увидеть реальные отношения людей и нравы XIX в. Авторские комментарии служат раскрытию сатирического замысла романа.

Жанр романа Теккерея можно определить как роман-хронику. Жизнь героев показана в нем на протяжении не­скольких десятилетий - начиная с юности и кончая старостью. В композиционном отношении романы Теккерея - важное достижение английского реализма. Умение передать жизнь в ее развитии, раскрыть процесс становления характера и пока­зать обусловленность его социальным окружением - все это свидетельствует о большой силе таланта писателя.

В центре внимания писателя - судьба двух молодых деву­шек, двух подруг - Бекки Шарп и Эмилии Сэдли. Обе они оканчивают один и тот же пансион. С этого и начинается ро­ман: за подругами закрываются двери пансиона, они вступа­ют в жизнь. Но судьба, которая их ожидает, различна. Эмилия Сэдли - дочь богатых родителей, которые позаботятся об устройстве ее судьбы, Бекки Шарп - сирота, о ее судьбе неко­му позаботиться, кроме нее самой. Момент выхода из пансио­на - это начало ее трудной борьбы за свое место в жизни. И для этой борьбы она вооружается необходимым оружием. Она не останавливается ни перед интригами, ни перед бесчестными поступками, лишь бы добиться желанной цели: быть богатой, блистать в обществе, жить в свое удовольствие. Бекки - эгои­стична и жестока, бессердечна и тщеславна. Теккерей беспо­щаден в изображении похождений. этой ловкой авантюристки, но вместе с тем всей логикой своего произведения он убеди­тельно доказывает, что окружающие ее люди ничем не лучше. В отличие от многих других Бекки лишена ханжества. Трезво судя об окружающих ее людях, она не закрывает глаза и на свои собственные поступки. Она прекрасно понимает, что только деньги помогут ей занять желаемое место в обществе и ради денег она готова на все.

В противоположность Ребекке Шарп Эмилия Сэдли - доб­родетельное и добропорядочное существо. Однако в описани­ях ангелоподобной Эмилии звучит нескрываемая ирония. Эмилия ограниченна и ничтожна, к тому же она не менее эгоистична, чем любой из участников представления в ярма­рочном балагане.

Двуплановость композиции романа - линия Эмилии, при­надлежащей к буржуазным кругам, и линия Ребекки, стремя­щейся приобщиться к аристократическим сферам, - открыла перед Теккереем возможность создать широкую панораму английской жизни. Семейства Сэдли и коммерсанта Осборна представляют буржуазные круги. Разорение Сэдли заставляет его родственника богача Осборна отвернуться от него. Сэдли пользовался вниманием и уважением окружающих лишь до тех пор, пока имел деньги. Выброшенной за борт жизни ока­зывается и лишившаяся состояния Эмилия. Лишь полученное от свекра наследство помогает ей вновь обрести место в мире буржуазных снобов. По законам общества снобов живет муж Эмилии - Джордж Осборн. Он тщеславен, ищет связей с влия­тельными людьми и не считается с теми, кто ниже его по по­ложению в обществе. Пустой и недалекий, эгоистичный и испорченный воспитанием, Джордж живет легко и бездумно, заботясь лишь о своих удобствах и удовольствиях.

В романе создана галерея образов аристократов. Это мно­гочисленные члены семейства Кроули: помещик Питт Кроулн, невежественный и грубый, «не умеющий грамотно писать и никогда не стремившийся что-либо читать», не знавший «никаких волнений или радостей, кроме грязных и пошлых»; его сыновья и его брат Бьют Кроули; обладательница огром­ного состояния престарелая мисс Кроули, в ожидании наслед­ства которой грызутся ее родственники. В этом мире титуло­ванной знати расчет, лицемерие, лесть являются испытанным оружием в борьбе за преуспеяние. Корыстные интересы и низменные побуждения делают близких людей врагами; ради денег каждый из Кроули готов перегрызть горло своему кон­куренту. В ряду аристократических снобов находится маркиз Стайн. Этот престарелый вельможа, циничный и умный, яв­ляет собой образец развращенного до мозга костей предста­вителя господствующих классов. Это человек с темным про­шлым и воровскими замашками. Но он сумел приобрести себе титул и огромное состояние, женился на знатной аристократ­ке и считается столпом общества. Размеры состояния маркиза Стайна соответствуют степени его подлости.

В роман «Ярмарка тщеславия» включены события, во­шедшие в историю. Судьбы действующих лиц романа связаны с битвой под Ватерлоо, которая произошла 18 июня 1815 г. и в результате которой под натиском англо-голландских и прусских войск под командованием Веллингтона и Блюхера армия Наполеона 1 потерпела поражение, а сам он был выну­жден вторично отречься от престола.

Бытовые сцены чередуются в романе с военными эпизода­ми, тема войны и тема мира перекрещиваются. «Наш рассказ, - пишет Теккерей, - неожиданно попадает в круг прославлен­ных лиц и событий н соприкасается с историей». И вместе с тем он заявляет: «Мы не претендуем на то, чтобы нас зачис­лили в ряды авторов военных романов. Наше место среди невоюющих». Вопрос о том, является ли «Ярмарка тщесла­вия» историческим романом, неоднократно поднимался ис­следователями. В связи с этим важно отметить, как сам Текке­рей понимал задачи романа, каковы его взгляды на историю и в чем состоит художественный историзм его творчества.

Роман для Теккерея - это история нравов определенной эпо­хи. Его интересует проблема воздействия исторических собы­тий на социальную, политическую и частную жизнь. Как реа­лист, он использует принцип исторического и социального детерминизма при изображении нравов и характеров. Подлин­но историческими Теккерей считал такие произведения, кото­рые соответствуют «духу эпохи», раскрывают ее своеобразие, содержат правдивые картины жизни общества, дают верное и яркое представление об обычаях и морали своего времени. Именно в этом смысле он считает историческими романы Фил­динга, Смоллета и Диккенса. В таком плане историческим мо­жет быть назван и роман «Ярмарка тщеславия».

Теккерея интересует задача изучения человека в его связях с обществом и историей. Однако в его интерпретации история утрачивает героический характер, что проистекает, с одной стороны, от свойственного Теккерею отказа понимать исто­рию как деяние «героев», а с другой - от стремления избежать изображения народных движений. Тема народа отсутствует в романах Теккерея, и в этом отношении он уступает Вальтеру Скотту. В глазах Теккерея события частной жизни имеют не меньшее значение, чем крупные военные баталии, а судьба ничем не выдающегося человека может сказать о своей эпохе больше, чем многословное описание деяний великого полко­водца. Теккерей отказывается от какой бы то ни было роман­тизации войны. Его интересуют не столько батальные сцены, сколько то, что происходит в тылу. Именно потому он и оп­ределяет свою позицию в романе как «место среди невоюю­щих». Свое внимание «летописца» Теккерей стремится уде­лить прежде всего людям, которые непосредственными участ­никами великих событий не являются, хотя последствия про­исходящего определяют их судьбу.

Именно в таком плане развивается в «Ярмарке тщеславия» линия Эмнлнн - «маленькой Эмнлик», - «бедной, невинной жертвы войны». «Ни один мужчина, жестоко раненный... не страдал больше, чем она». Эмилия не понимает причин про­исходящего, «победа или поражение - для нее все равно; ее беспокоит судьба любимого». Это скромное и неприметное существо Теккерей включает в трагикомедию происходящего. Многозначительно и вместе с тем иронично звучит название глав романа - «Эмилия прибывает в свой полк», «Эмилия вторгается в Нидерланды». Однако совсем иную тональность приобретают эпизоды, связанные с трагическими последст­виями войны. «Эмилия молилась за Джорджа, а он лежал ничком - мертвый, с простреленным сердцем».

Батальные сцены и предшествующие им эпизоды написаны Теккереем в сатирико-ироническом плане. Таковы картины увеселительных балов и бесконечных развлечений, которым предаются оказавшиеся в Брюсселе знатные господа и дамы накануне решительной битвы, а также едко-насмешливые замечания о военачальниках. И вместе с тем Теккерей реши­телен в своем осуждении бесчеловечности и неразумия войны Ее последствия страшны и губительны. Зеленые поля, тучны?, пастбища Бельгии «запестрели сотнями красных мундиров» - и сразу же звучит взволнованное предупреждение автора: «А между тем Наполеон, притаившись за щитом пограничных крепостей, подготовил нападение, которое должно было ввергнуть этих мирных людей в пучину ярости и крови и для многих из них окончиться гибелью».

Одной из многих жертв войны становится Джордж Осборн. Он начинает свой воинский путь исполненным роман­тических иллюзий. Война представляется ему увлекательной забавой. «Кровь стучала у него в висках, щеки пылали: начи­налась великая игра-война, и он был одним из ее участников. Какой вихрь сомнений', надежд и восторгов. Как много по­ставлено на карту! Что были в сравнении с этим все азартные игры, в которые он когда-то играл». В битве при Ватерлоо Джордж погибает. Его судьбу разделили тысячи других лю­дей. «Пройдут столетия, - комментирует автор, - а мы, фран­цузы и англичане, будем по-прежнему убивать друг друга, следуя самим дьяволом написанному кодексу чести». В этих словах выражена мысль о том, что война - один из законов «дьявольского кодекса» мира Ярмарки Тщеславия.

«Ярмарка тщеславия» имеет подзаголовок «Роман без ге­роя». Теккерей считает невозможным найти положительного героя в среде Осборнов и Кроули. Однако, в отличие от Дик­кенса, он не вводит в свой роман людей из народа и не проти­вопоставляет своекорыстному миру буржуа простого человека. И вместе с тем он не отказывается полностью утвердить в каче­стве положительных начал принципы нравственной чистоты и честности. Носителями их выступает напитан Доббин. В круго­вороте «Ярмарки тщеславия» он - единственный, кто сохраняет доброту и отзывчивость, самоотверженность и скромность.

Проблема положительного героя представляла для Теккерея неразрешимую трудность. Он видит свою основною задачу в том, чтобы «суметь по возможности точно воспроизвести ощу­щение правды». Он не стремится к преувеличениям и, в отличие от Диккенса, избегает приема гиперболизации. Он не склонен изображать человека ни отъявленным злодеем, ни существом идеальным. Для него важно раскрыть сложность взаимодейст­вия различных начал в характере человека, понять причины, заставляющие его совершать тот или иной поступок. И, оче­видно, именно потому, что в каждом человеке наряду с досто­инствами заключены недостатки, Теккерей и избегает кого бы то ни было из действующих лиц своего романа называть «героем», человеком идеальным во всех отношениях. По его убеждению, таких людей не существует, хотя в романах Дик­кенса они появлялись - Николас Никльби, Уолтер Геи, добрые братья Чирибл и многие прелестные молодые девушки.

«Пусть у нас нет героя, но мы претендуем на то, что у нас есть героиня», - заявляет Теккерей, имея в виду Бекки Шарп. Однако эти слова проникнуты иронией. Бекки обладает умом, энергией, силой характера, находчивостью и красотой; но от се зеленых глаз и неотразимой улыбки становится страшно; Бекки коварна, лицемерна, корыстолюбива, во что бы то ни стало она хочет быть богатой и «респектабельной». Добива­ясь своей цели, Бекки приводит в движение ярмарочную кару­сель, но подлинной героиней в человеческом, нравственном плане Ребекка Шарп быть не может. - В круговороте Ярмарки Тщеславия единственным, кто сохраняет доброту и отзывчи­вость, самоотверженность и скромность, остается Уильям Доббин, «добрый Доббин», самоотверженно любящий Эми­лию, спешащий на помощь тем, кто в нем нуждается. Теккерей симпатизирует Доббину, но не считает его героем. Образ Доббина, как и все остальные, связан со звучащей в романе темой «суеты сует». Его любовь отдана женщине ограничен­ной и эгоистичной, его стремления пусты и суетны, постигшее его разочарование неизбежно.

Не без намека на Диккенса рассуждает Теккерей о склон­ности романистов завершать романы изображением счастли­вого бракосочетания героев. «Когда герой и героиня пересту­пают брачный порог…» Теккерей строит свой роман иначе. Он включает читателей в сложные перипетии супружеской жизни Эмилии Седли и Бекки Шарп. Счастливый конец романа, по мнению Теккерея, только обманывает читателя. Его выводы о жизни гораздо более безнадежны. Роман «Ярмарка тщеславия» он завершает словами: «Ах, Vanitas Vanitatum1. Кто из нас счаст­лив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его серд­це, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим ку­кол и закроем ящик, ибо наше представление окончено».

Теккерей использовал новаторский прием включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суж­дения действующих лиц. Авторский комментарий помогает выявить все смешное, уродливое, нелепое и жалкое, что про­исходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирическое звучание романа. Авторские отступления, которых так много в романе, служат задаче обличения социальных и нравствен­ных пороков.