1) Специфика жанра. Основа – хроники Холиншеда, Холла. Близко следует как фабулам, так и характерам. Основная тема – феодальные смуты и династические распри (особенно война Алой и Белой розы – 2 половина 15 в.), закончившаяся установлением династии Тюдоров. Вопросы церкви, власти, взаимоотношения всех сословий… Широкие исторические полотна с множеством красочных подробностей и огромным количеством персонажей. Действие, развивающееся быстрыми темпами, свободно перебрасывается из одного места в другое. Весьма обычны сцены сражений, поединков, выходов королей, совещаний лордов, восстаний и т. п., в которых все происшествия показаны наглядно, как в народном средневековом театре.
Сюжет в них открытый, т. е. сюжет – лишь эпизод в цепи исторических событий, и не может быть понят без них. Действующие лица -- из одной пьесы в другую. Магистральный сюжет – конец средневекового государства и становление государства нового времени.
Все хроники (10) строятся не исторически, а применительно к образу идеального монарха Генриха 5. Остальные – нарушители гармонии. Главный герой хроник – ист. Время.
Успех исторических хроник в значительной мере объясняется ростом английского национального сознания после опустошительных гражданских войн 15 в., а также после морской победы Англии в 1588 г. над испанской «Непобедимой Армадой».
2) Анализ одной из пьес. Историческая хроника, приближающаяся к трагедии, «Ричард 3» завершает цикл пьес, посвященных войне Алой и Белой Розы. В Ричарде 3 воплощается мрачный дух братоубийственной розни. Это человек жестокий, коварный, лицемерный. Он уверенно идет по трупам к намеченной цели. Гнусность свою Ричард прикрывает цитатами из Евангелия. Рожденный уродом, своими поступками он мстит природе и людям. Он злодей выдающийся, наделенный разнообразными талантами: умен, проницателен, смел, побеждает там, где, казалось бы, победа невозможна. В его образе Шекспир показал падение великого человека: «чем более велик человек, тем он страшнее в своем падении». Крушение человеческого в человеке.
Основным источником пьесы Ричард III, как и большинства исторических пьес Шекспира были Хроники Рафаэля Холишеда(второе изд., 1587). Также весьма вероятно что Шекспир черпал информацию из «Союза двух прославленных семейств Ланкастеров и Йорков» (второе издание, 1548) Едуарда Холла.
Ричард — антипод Генриха VI. Он — тиран и деспот, пришедший к власти путем злодеяний. Он дерзок, жесток и честолюбив. Его титаническая сила служит злу, его тираническая форма правления, основанная на принципах макиавеллизма, осуждается Шекспиром. Суть личности Ричарда как человека и как политика раскрыта с большой впечатляющей силой. Ричард жесток и лицемерен, умен и хитер; он лишен совести и руководствуется в своих поступках личными интересами и выгодой. Говоря о благе ближних, клянясь в любви, он умеет воздействовать на людей, сам прекрасно сознает свое коварство и лицемерие, разрабатывает план интриг и злодеяний. Все действия Ричарда обоснованы автором психологически. Ричард добивается желаемого, становится королем, но в конечном счете терпит крах и как человек, и как политик. Путь преступлений не помог ему укрепить и сохранить власть. Перед смертью он осуждает себя за совершенные преступления, понимает, что это и стало причиной его одиночества. Войска Ричарда отступают под натиском сил Ричмонда, сам он убит в схватке с противником. Вот выдержки из последнего монолога Ричарда.
Характеру Ричарда присуща титаническая сила. В. Г. Белинский писал о созданном Шекспиром образе: «Трагическое лицо непременно должно возбуждать к себе участие. Сам Ричард III - это чудовище злодейства, возбуждает к себе участие исполинскою мощью духа».
В хронике «Ричард III» звучит тема краха индивидуализма, гибели человеческой личности, наделенной неисчерпаемыми силами и большими возможностями. «"Ричард ИГ, — писал исследователь творчества Шекспира А. А. Смирнов, — по жанру — переход от хроники к трагедии. Образ Ричарда — подготовка образов Яго, Эдмунда, Макбета, как и сама пьеса во многих отношениях — подготовка будущих "великих трагедий" Шекспира»