Социально-нормативное регулирование возводилось к Богу. Для раннего христианства характерно стремление сделать религиозные заповеди непосредственными правилами всего поведения человека.
Первохристиане не рассматривали право как относительно обособленную самостоятельную сферу регулирования, а брали его в составе общественно-морального религиозного правового регулирования.
В основе христианства согласно Новому Завету лежит правда, справедливость, непосредственно идущая от Бога. Правда и свобода составляют объединение божественного закона, предписанного людям.
Необходимость такого закона вызвана тем, что человек вследствие своего несовершенства, слабости отступает от справедливости, впадает в грех и нуждается в спасении. Новый Завет: закон положен не для праведников, а для нечестивых и грешников. В послании Павла Римлянам: где нет закона, нет и преступления.
Принцип эквивалента. Равное за равное, как универсальная норма обмена и воздаяния. Людей стоит рассматривать как формально равных субъектов общения. Эквивалент используется:
1) в обмене благами, услугами, товарами (какой мерой меряете, такой и вам мерой будет отмерено),
2) воздаяние за ущерб и зло (каким судом судите, таким судом и будете судимы).
Эквивалент используется в становлении личности, индивида, в личной ответственности человека за свои деяния. У первохристиан принцип эквивалента был подчинен гуманистическим идеалам нового человека и его свободы.
Принцип обязанности трудиться. Труд стал рассматриваться как непременное качество нового человека. Все обязаны трудиться, работать собственными руками. Трудиться должны все, никто не должен жить чужим трудом. Принцип обязательного труда приводит первохристиан к отрицанию распространения эксплуататорских норм.
Принцип осуждения богатства является приложением принципа «не трудится - не ест». У первохристианства богатство - причина порчи человека, корень всех зол. Осуждая имущих, идеологи раннего христианства защищают право простых людей на свободу.
Раннее христианство представляет новый этап в учении о государстве и свободе. Идея возводится первопреемниками к высшей сущности (Богу) и означает равенство людей перед Богом как наследников и детей божьих. Через сопричастность к Богу человек также обладает разумом и свободой. Все другие критерии равенства являются производными от него.
Раннее христианство послужило предтечей выработки правовых норм римскими юристами и оказало влияние на регулирование всех жизненных устоев человека.