1 июля 1988 г. на всей территории СССР был принят закон «О кооперации в СССР». В соответствии с указанным законом в стране стали образовываться многочисленные правовые кооперативы. Правовые кооперативы не освобождались от налогов и сборов, как адвокаты традиционных коллегий. Страховые взносы на оплату труда работающих в правовых кооперативах начислялись на общих основаниях. Они составляли 31,6% к начисленной оплате труда, для членов же коллегий адвокатов страховой взнос равнялся пяти процентам. Именно эти правовые кооперативы и стали родоначальниками альтернативных коллегий адвокатов. Постепенно в параллельных коллегиях также стали вводиться требования к профессиональной подготовке ее членов, предусмотренные для вступления в традиционные коллегии. Создание независимых адвокатских структур со- действует улучшению правового обслуживания населения, ликвидирует монополию на эту деятельность, которая была сконцентрирована в традиционной адвокатуре. Для иллюстрации процесса образования альтернативных коллегий приведем пример как образовывалась альтернативная адвокатура в Москве. В январе 1992 г. решением мэра и правительства столицы при активной поддержке Министерства юстиции Госюрцентр Мосгортисполкома был переименован в Московский юридический центр Правительства Москвы. Целью его была про- возглашена защита прав и законных интересов юридических лиц и граждан, хотя по-прежнему его основными клиентами были представители рыночной экономики и предпринимательства. В ноябре 1993 г. Минюст РСФСР и Правительство Москвы приняли постановление о преобразовании Московского юридического центра в коллегию адвокатов «Московский юридический центр». А в 1995 г. альтернативные коллегии образовали Гильдию российских адвокатов. В Москве в различных регионах Российской Федерации стали возникать филиалы и представительства Мосюрцентра и Гильдии российских адвокатов. Сегодня следует признать, что альтернативные коллегии выиграли конкуренцию в борьбе с традиционными коллегиями. Прежде всего альтернативные коллегии существенно увеличили число имеющихся адвокатов за счет высококвалифицированных юристов, долгое время проработавших в правоохранительных органах, перешедших из юридических служб предприятий и организаций. Тем самым решилась проблема преодоления монополизма в сфере оказания юридической помощи. Рост конкуренции позволил снизить цены на оказываемые услуги. Адвокатская помощь стала более доступна для населения. Создание альтернативных коллегий вызвано увеличившимся спросом на юридическую помощь населения. Статья 22 закона «Об адвокатуре РФ» конкретизирует правовой статус коллегии. Здесь установлено, что коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием кол- легии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Эта норма по сравнению с законом 1980 г. более широко определяет коллегию адвокатов, увязывает ее с территориальным принципом действия.